loader

Социальная активность в педагогике: интервью с первой победительницей в конкурсе «Лучший учитель»

Одна из номинаций конкурса «Лучший учитель» от компании «Комус» - социальная активность в педагогике. Здесь принимаются заявки, в которых при проведении обучения используются методики и приемы приобщения учащихся к социальной ответственности и помощи нуждающимся. Мы поговорили с первой победительницей в этой номинации – Рыжиковой Дианой Сергеевной, учителем-дефектологом из города Рыбинска Ярославской области. Она уже 15 лет работает в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Наставник», где круглосуточно находятся дети от трех до восемнадцати лет.

 

— Диана Сергеевна, расскажите о своей деятельности в центре. Чем вам нравится ваш предмет?

Я учитель-дефектолог. Это особый педагог, так как его клиенты зачастую – особые дети. Я оказываю ребятам коррекционную помощь в тех вопросах, где они имеют затруднения: будь то освоение конкретных учебных знаний или социально значимых умений, позволяющих ребенку адекватно воспринимать и выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Каждый из них – особый мир, к которому я должна найти свой ключик. Когда это удается сделать, начинают проявляться первые успехи от нашего взаимодействия, я ощущаю профессиональное удовлетворение, и это, в определенной мере, наделяет мою жизнь дополнительным смыслом.

 

— Очень ответственная работа. А что для вас основное в вашей деятельности?

Для меня очень важно осуществлять деятельность, которая наделена смыслом,  и которая приносит очевидную пользу. В этом отношении профессия учителя больше остальных соответствует данному запросу. Помимо этого, она в полной мере позволяет реализовать мой творческий потенциал.

 

— Что нравится больше всего в работе?

Видеть результат своей деятельности и осознавать, что ты положительным образом повлиял на чью-то судьбу.

 

— Расскажите о вашем проекте, который подавали в рамках конкурса «Лучший учитель».

На конкурс мною был представлен проект «Практические приемы развития социальной ответственности в привлекательной для детей форме» в номинации «Социальная активность в педагогике». В нем я  представила понятие социальной активности детей, как  устойчивую стратегию их социального поведения, проявляющуюся  в сознательной ориентации на социально одобряемые действия, базу для формирования которой создают  правильные социальные установки. Я рассмотрела конкретные приемы формирования этих базовых установок в соответствии  с возможностями  влияния учителя.

 

— Почему решили заняться именно этой темой? В чем заключается Ваша основная идея?

Тема является не только близкой для меня, но и, если можно так сказать, профильной в деятельности педагогов нашего реабилитационного центра. Возможно, именно поэтому мне удалось достаточно легко представить систему работы в данном направлении в качестве проекта, просто обобщив имеющийся опыт и накопленный материал.

В то же время, как учитель, я знаю, что намного большую ценность для аудитории имеет именно знакомство с конкретными практическими приемами решения поставленных задач, нежели,  со сложным обобщенным теоретическим описанием проблемы. Это и стало моей основной идеей.

Еще нужно сказать, что учитель-дефектолог – это коррекционный учитель, который всегда отталкивается не столько от заданной программы, сколько  от интересов и возможностей конкретной группы детей. Поэтому принцип «дети не хотят скучных лекций, дети хотят играть» - основа моей практической деятельности и представленного проекта. Где формирование серьезных социально значимых задач, решаемых учителем, представлены в привлекательной для детей форме – в виде игр и активной практической деятельности, на которую всегда ориентированы дети. Конечно, все это опирается на предварительное теоретическое обоснование предложенных способов решения педагогических задач, что так же нашло отражение в проекте.

 

— А какие это конкретные практические приемы – можете кратко рассказать?

В первую очередь, конкретные игры. Например, в работе представлены и подробно описаны игры для подростков: «Побег из замка людоеда ПАВ», «Твой выбор», «Как дожить до 100 лет», «Почта юриста» и другие.

Во-вторых, это формирование необходимых знаний и представлений через непосредственную практическую деятельность с детьми: досуговые и спортивные мероприятия в разновозрастной группе воспитанников, совместное облагораживание территории учреждения и дальнейшее ее поддержание в достойном виде, изготовление для участия в каком-либо конкурсе коллективного продукта, исследование истории своего края, города, конкретных объектов.

Например, здание, в котором располагается наше учреждение, имеет богатое и интересное  прошлое. Возможность прикоснуться к этому заставляет ребенка ощутить уже свою личную причастность к его истории и определенную ответственность за ее продолжение.

 

— Как оцениваете свои результаты?

Я стала победителем и, конечно, результатом полностью удовлетворена, и приятно удивлена щедрым вознаграждением от компании «Комус» (от редакции – приз в виде сертификата в интернет-гипермаркет «Комус» на 100 000 рублей). Руководство нашего центра всегда поддерживает любые инициативы педагогов и вместе с ними радуется результатам. В моем случае, именно методисты учреждения предложили принять участие в конкурсе и вселили уверенность в победе.   

 

— Какие планы на этот школьный сезон? Работаете ли над чем-то еще со своими учениками?

Планы всегда соответствуют плану. И они всегда масштабные. Но вместе с тем, в процессе работы, периодически возникают какие-то неожиданные практические находки, которые позволяют решать педагогические задачи более быстро и эффективно. Буду их собирать и, возможно, сумею представить в будущем в виде какого-то нового проекта.

 

— Планируете ли участвовать в новом сезоне конкурса «Лучший учитель»?

Обязательно стану знакомиться с условиями. И если какая-либо номинация будет соответствовать содержанию моей деятельности, с удовольствием приму участие и испытаю  удачу вновь.

Хочется сказать спасибо организаторам! Ждем новых предложений!

 


Генеральные партнеры: