loader

ЭФФЕКТНЫЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ

Масляные краски - самый универсальный и популярный художественный материал, легко смешиваются, хорошо ложатся на основу и позволяют создавать интенсивные цветовые вариации и текстуры, которые оживляют картину. Масляными красками пишут однослойно по сырому в один или два приёма и многослойно в несколько сеансов после высыхания красок. Ознакомившись с некоторыми оригинальными техниками масляной живописи, вы значительно расширите свой творческий диапазон.

Прежде чем вы возьмёте в руки кисть и начнёте рисовать, стоит немного узнать об интересных техниках масляной живописи, а именно: импасто, энкаустика и лессировка. Многие известные художники использовали эти методы, чтобы вдохнуть жизнь в свои произведения искусства.

Импасто

Импасто — эта техника заключается в нанесении толстых слоёв краски для создания уникального эффекта трёхмерного изображения и отражения света в картине. Художники наносят толстые слои краски на холст, чтобы создать плотную объёмную текстуру, которая делает мазки кистью или мастихином более заметными. Это могут быть кудрявые облака, волны прибоя или букеты цветов, бутоны которых можно принять поначалу за настоящие. Вы можете оставить на холсте свои мазки видимыми и создать движение на картине с помощью техники импасто. Это особый эффект, который позволяет художнику развить собственный стиль.

В переводе с итальянского языка слово «импасто» означает «паста» или «густое тесто». И именно эта густая тестообразная текстура характеризует технику данной живописи. Импасто в основном применяют в картинах, нарисованных маслом, но эта техника также может быть использована и в акриловых картинах. Импасто редко применяется в акварели, хотя и в этом случае можно попробовать создать ограниченный объёмный эффект, вдавливая мягкую пастель в акварельную бумагу.

Импасто приписывается художнику 16-го века Тициану, хотя в 17-м веке она стала популярной у мастеров эпохи барокко, таких как Рембрандт и Веласкес. Рембрандт использовал импасто для создания своих шедевров 17-го века, таких как его «Автопортрет». Учёные только недавно открыли «секретную» технику импасто Рембрандта. Одна из самых любимых многими картин Винсента Ван Гога «Звёздная ночь» — ещё один известный пример применения техники импасто. При работе с ней Ван Гог наносил краску из тюбиков прямо на холст. Джексон Поллок, один из самых экстравагантных художников 20-го века, использовал импасто для создания таких текстурных произведений, как его «Горящие глаза». Использование Поллоком плотных слоёв импасто поставило перед музеями и коллекционерами непростую задачу - сохранить работы художника без сколов и осыпания краски.

Что многим художникам и любителям не нравится в импасто, так это неверное представление о стоимости материалов и времени высыхания краски в работе. В зависимости от того, насколько трёхмерной вы хотите сделать свою работу, применение импасто может быть дорогостоящим, в первую очередь в том случае, если вы наносите краску прямо из тюбика. Независимо от того, используете ли вы масляные или акриловые краски, стоимость материалов может быстро возрасти, если вы используете только краску для достижения этого эффекта.

Создать картину в технике импасто можно, например, такими традиционными способами: рисуя толстыми мазками или добавляя краску на холст мастихином. Оба варианта являются эффективными способами нанесения толстого слоя краски, и многие художники считают, что это лучший способ добиться трёхмерной текстуры.

Однако использование только масляной краски без добавок может привести к тому, что вы довольно быстро израсходуете все свои тюбики с краской. Но вы можете использовать альтернативы для создания текстурированной импасто-картины. Для этого художники применяют различные дополнительные материалы, минимизируя затраты:

- гелевые материалы акриловых красок;

- импасто-материалы, которые часто изготавливаются из кремнезема, бетонита и молотого кальцита и идеально подходят для загущения масляных красок. Кроме того, такие материалы высыхают равномерно, без трещин и складок;

- стеклянные бусины или бисер - крошечные стеклянные сферы помогут сгущать как масляные, так и акриловые краски. Прозрачные или полупрозрачные бусины можно наносить непосредственно на холст или поверх краски. Вы можете смешать их с краской для эффекта импасто или в качестве блеска на поверхности для получения интересной текстуры;

- текстурный гель - вы также можете загустить и «нарастить» слои краски при помощи этого материала грубой и шелушащейся текстуры. Подобный гель в виде чешуек позволяет использовать меньше краски непосредственно из тюбика, но при этом получить богатую, тяжёлую текстуру на холсте.

Многие художники опасаются использовать технику импасто в работе с масляными красками из-за жидкой консистенции краски. Гораздо проще добиться импасто-текстуры, если ваша краска изначально более густая. Если у вас нет пасты под рукой, чтобы загустить краску, один из возможных вариантов — нанести сразу много краски. Другой вариант — дать краске загустеть, прежде чем наносить её на холст. Добавьте краску на палитру и оставьте на день. Чем гуще краска, тем меньше её нужно будет использовать и тем большей текстуры вы сможете добиться на холсте. Оставив краску на палитре в течение дня или двух, часть масла в её составе естественным образом испарится. Это создаст консистенцию, похожую на замазку, которая является идеальной для создания импасто.

Ещё одна причина, из-за которой художники избегают импасто – медленное высыхание краски. Естественно, чем толще слои краски, тем дольше они будут сохнуть. Для ускорения высыхания есть несколько средств в виде гелей, которые можно приобрести отдельно.

Импасто-материалы

- Средства на алкидной основе добавят объём и сохранят маслянистость краски для удобства рисования.

- Холодный воск загустит масляную краску и создаст матовую поверхность. Пчелиный воск также быстро сохнет и не растекается.

- Сухие материалы (песок, гравий, пемза) — это интересный способ добавить уникальную текстуру в картине. Включите их в работу, если хотите поиграть с текстурой и смешанной техникой.

- Без дополнительных материалов: так как масляная краска сама по себе густая и легко наносится слоями, в принципе нет необходимости смешивать её с дополнительными материалами. Но по многим причинам художники всё-таки предпочитают добавлять другие материалы при работе с импасто, а именно: 1. увеличить толщину слоя масляной краски 2. обеспечить более быстрое высыхание краски 3. создать особую вязкость краски, с которой легче работать.

При создании импасто вам понадобятся жёсткие кисти из натуральной щетины, мастихины и пластмассовые инструменты для моделирования слоёв. Для основы картин в технике импасто лучше всего подходят льняные полотна или деревянные панели.

Энкаустика

Энкаустика — это древнейшая техника живописи, также известная как «живопись горячим воском». Энкаустические краски использовались греками задолго до нашей эры. Для восковой живописи применяются разные основы: холст, дерево, мрамор и многие другие твёрдые основы. При этом используются специальные кисти и металлические нагревающиеся инструменты, чтобы манипулировать горячей краской на поверхности, прежде чем воск остынет и краска затвердеет. Такие инструменты называются каутериями - это палочки и лопатки разной формы. Современный каутерий напоминает электропаяльник с различными насадками. Техника энкаустики предоставляет свободу создавать цвета, тона и текстуры, которые выглядят ярко и рельефно. Кроме того, по сравнению с другими техниками энкаустика прочнее и долговечнее.

Художники на протяжении всей истории искусства черпали вдохновение в использовании энкаустических красок для создания выдающихся произведений искусства. Некоторые из самых известных примеров восковой живописи включают:

- Фаюмские погребальные портреты, романо-египетские картины примерно 100–300 гг. н. э. Эти панельные портреты, найденные при раскопках гробниц Фаюмского оазиса, отлично сохранились благодаря засушливому климату в сочетании с применением энкаустики.

- Художник-монументалист 20-го века Диего Ривера часто рисовал в стиле энкаустики, чтобы придать своим работам более глубокий цвет и тональность. Его «Сотворение мира» — превосходный пример метода в действии.

- Джаспер Джонс — ещё один современный художник из США, который использовал технику энкаустики в своих картинах.

Древние энкаустические краски содержали так называемый пунический воск, состав которого до сих пор не разгадан. Современные художники, как правило, используют в качестве связующего вещества пчелиный воск с добавлением смолы, масла и пигмента для приготовления энкаустических красок.

Для энкаустики могут понадобиться:

- Пчелиный воск и даммаровая смола;

- Кисти из натуральной щетины;

- Масляные краски или пигменты;

- Сковорода, чтобы ваши материалы сплавились и оставались горячими;

- Металлические миски для приготовления и хранения энкаустических смесей;

- Инструменты для плавления воска, такие как паяльная лампа, тепловой пистолет (или строительный фен) или специальный утюжок для энкаустики;

- Каутерий или скребковые инструменты с металлическими наконечниками;

- Деревянная доска для основы.

После того, как вы соберёте материалы для энкаустики, можно приступать к работе. Живопись энкаустикой пишется горячими или холодными красками. При горячем способе энкаустические краски нагреваются в металлических мисках или на специальной электрической палитре, при холодном – краски разжижают с небольшим подогревом и наносят тонкими слоями.

Приготовьте смесь пчелиного воска и даммаровой смолы в пропорции 5:1 и дайте ей расплавиться при температуре 100 градусов в металлической миске. Помешивайте смесь, чтобы она хорошо перемешалась. Держите смесь горячей, расплавленной и податливой, поставив ёмкость с краской на предварительно нагретую сковороду. Добавьте масляную краску или пигментированные материалы в приготовленную восковую смесь и ещё раз перемешайте.

Используйте кисть, чтобы нанести эту смесь на деревянную доску. Создавайте мазки и текстуры с помощью кисти и каутерием. Нанесённые краски осторожно и быстро сглаживают и оплавляют паяльной лампой или другим нагревательным прибором. Готовое произведение можно покрыть растворённым в масле воском.

Лессировка

Лессировка — это процесс нанесения тонких полупрозрачных мазков поверх слоя основной масляной краски для создания глубины цвета. Это техника наслоения поможет создать на картине такой эффект, будто некоторые объекты светятся.

Примеры самых известных картин с лессировкой:

- Ян ван Эйк писал ещё в 15 веке подобные картины, в том числе портрет Маргарет, жены художника – на этой картине применение лессировки позволяет сиять шёлковому поясу и блестящим глазам женщины.

- Голландский художник XVII века Вермеер использовал лессировку почти в каждой работе. Его «Девушка в красной шляпе» — исключительный пример этой техники. На картине можно видеть, как лессировка делает кожу и бархатное пальто девушки невероятно естественными.

Лессировка позволяет играть с текстурой, цветом и насыщенностью краски. Если вашей целью являются текстуры, которые выглядят настолько аутентично, что вы можете практически прикасаться к ним, лессировка может стать вашей любимой техникой масляной живописи.

Выбор средства для лессировки будет зависеть от эффекта, которого вы добиваетесь. Некоторые «рецепты» включают:

- Классическая лессировка: две части льняного масла, одна часть скипидара или лавандового масла, прозрачный пигмент.

- Раствор со смолой: пять частей скипидара, две части льняного масла, одна часть даммаровой смолы, прозрачный пигмент.

- Блестящая лессировка: две части растительного масла (нагретое чистое рафинированное льняное масло, которое меньше желтеет), одна часть скипидара, прозрачный пигмент.

Вы также можете сделать слой лессировки без растворителей, минуя добавление скипидара, однако это сделает покрытие менее гладким. Всегда накладывайте более тяжёлые масла поверх. Имейте в виду, что скипидар или масло лаванды разбавляют густую краску. Лаванда придаёт слоям более глянцевый вид, чем скипидар, и имеет менее резкий запах.

Плотные слои, приготовленные из льняного масла и даммаровой смолы, создадут глянцевую и прозрачную текстуру. В то время как льняное масло помогает разбавить масляную краску, даммаровая смола добавляет прочности.

Использование масла льна и алкидной смолы позволит сократить время высыхания без скопления слишком большого количества влаги на поверхности работы. Рекомендуется выбирать прозрачные или полупрозрачные пигменты, которые подходят для лессировки лучше всего.

Для начала работы с техникой лессировки выберите предпочитаемую масляную краску. Прозрачные или полупрозрачные цвета масляной краски, такие как синий ультрамарин, подойдут в том случае, когда вам нужен лёгкий блеск. Непрозрачная масляная краска также является отличным выбором для грунтовки, так как она добавит объёма и поможет вашей работе сиять.

Затем вам нужно смешать масляную краску с выбранным вами средством - просто добавьте одну или две капли смеси из вышеописанных рецептов в краску. Нанесите слои выбранных вами пигментов, чтобы создать светящийся эффект.

Используйте мягкую сухую кисть и наносите очень тонкий слой краски, чтобы свет будто бы проникал сквозь объекты. Добавьте столько слоёв, сколько хотите, чтобы получить желаемый эффект.

 

Создание необычных эффектов с помощью различных текстур в работе с масляными красками позволит вывести ваши работы на новый уровень. Импасто, энкаустика и лессировка помогут превратить вашу картину из плоской в полную глубины, интригующую и светящуюся.


Генеральные партнеры: