loader

ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ РЕАЛИСТИЧНОЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ

До изобретения камеры-обскуры и задолго до эпохи селфи художники пытались создавать максимально точные изображения людей. Одна из самых известных картин в мире, написанная более 500 лет назад, «Мона Лиза» да Винчи, считается реалистичной даже по нынешним стандартам портретной живописи.
Начинающему художнику-портретисту достаточно сложно нарисовать лицо, которое было бы похоже на лицо позируемого. Как и в любых других видах живописи, главное – практика. Со временем, по мере того, как вы постепенно развиваете базовые навыки рисования портретов, вы сможете в будущем создавать их без затруднений.

Практикуйте рисование глаз
Тренируйтесь рисовать глаза - обратите пристальное внимание на детали и постарайтесь воспроизвести их, а не просто рисуйте белок, цветные радужки и черные зрачки. В глазах гораздо больше деталей, которые необходимо изобразить в портрете. Например, белки глаз редко бывают чисто белыми, а тщательная прорисовка глазных склер может мгновенно сделать взгляд более реалистичным.

Работайте с тонами
Тона важны для любого вида живописи, и особенно для портретной, где они подчеркивают детали, тени и цветовой баланс изображаемого. Большинство экспертов рекомендуют начинать с темных оттенков красок, затем переходить к средним и заканчивать светлыми для создания мелких деталей. Как правило самые темные области в портретной живописи расположены на:
- зрачках;
- верхних веках;
- прядях волос.


Текстурное рисование волос
Как и в случае с глазами, изображение волос в портрете легко испортить. Не стоит рисовать волосы отдельными прядями. Как упоминалось выше, начните с более темных оттенков и постепенно переходите к более светлым областям. Этот совет особенно хорошо работает в том случае, когда светлые и темные тона могут создать впечатление отдельных волосков, а не просто «окрашивать» каждую прядь. Делайте движения кистью как можно более плавными, чтобы придать волосам естественный вид, а мелкие детали добавляйте тонкой кистью.

Выбирайте правильные цвета для создания тона кожи

Выбрать правильную палитру для портретной живописи может быть непросто. Даже опытным художникам сложно создать реалистичные оттенки на изображаемом лице. Для этого вам понадобятся следующие основные цвета: красный, желтый, синий, несколько коричневых и белый. Смешивая основные цвета, вы получите коричневатый оттенок, который можно изменить с помощью добавления некоторого количества синего, желтого и красного. Добавление белых и коричневых оттенков может изменить яркость или глубину цвета. Попробуйте использовать разное количество каждого цвета, чтобы создать диапазон цветов для прорисовки кожи от светлого до более темного.
Вы можете использовать цвета красок, перечисленные ниже, смешивая их по мере необходимости для создания различных телесных тонов:
- Ультрамарин синий
- Слоновая кость
- Умбра жженая
- Кадмиевый красный
- Желтая охра
- Кадмий желтый
- Титановый белый


Подберите фотографию для практики

Если вы рисуете не с натуры, качественное фото в качестве образца должно быть большого размера, четкое и детальное. Фотографию для практики портретной живописи лучше выбирать такую, где есть хорошее освещение с тенями, которые выделяли бы черты лица, а не затемняли их. Подберите такое фото, где на лицо падает прямой свет, и избегайте изображений, на которых можно заметить ненужные тени (например, от листьев деревьев). Тем не менее, тени должны присутствовать на фото, поскольку это помогает создать убедительную трехмерную иллюзию. Одним из классических способов освещения лица является использование «света Рембрандта», который освещает объект под углом 45 градусов, сбоку и сверху.

Рисуйте много людей, а не только одного человека
Сядьте в кафе или парке и сделайте наброски нескольких посетителей разного возраста, с разным цветом волос и кожи, с разной физической комплекцией. Эта практика полезна для того, чтобы ознакомиться с типами лица и совершенствовать навыки изображения деталей в портрете.

Меняйте освещение и пробуйте рисовать в разных ракурсах
Обратите внимание, как направление света и ракурс влияют на изображение разных оттенков.

Практикуйте изображение эмоций: улыбки, хмурые взгляды
Как и в случае с освещением, замечайте, как мимика может повлиять на изображение деталей лица.

Соблюдайте пропорции

Используйте метод сетки, чтобы убедиться, что у вас нет серьезных ошибок в пропорциях. Что нужно проверить:
- Представьте себе прямую вертикальную линию, идущую от зрачков ко рту. Часто эта линия пересекает угол рта. Если нет, обратите внимание, где в рисунке заканчивается расположение рта по сравнению с этой линией.
- Представьте прямую вертикальную линию, идущую от внутреннего уголка глаза к носу - часто эта линия пересекает боковую часть носа. Если нет, обратите внимание на то, как расположен нос.
- Измерьте расстояние между зрачками, затем поверните измерительный инструмент (карандаш) вертикально, чтобы проверить расстояние между зрачком и расположением рта. Часто это расстояние будет одинаковым.
- Измерьте высоту от бровей до линии роста волос и сравните эти значения с длиной бровей до основания носа. Сравните расстояние от нижней части носа до нижней части подбородка. Часто эти три значения будут одинаковыми, если не учитывать мелкие отличия.
Существует много способов проверить размеры лица. Один из самых простых для начинающих — использовать метод ширины глаз, при котором ширина одного глаза используется по вертикали и горизонтали для измерения черт и пропорций головы. Если вы рисуете портрет под углом, то измерения соответственно будут иными.


Примеры одних из самых известных шедевров портретной живописи

- «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера: на протяжении веков картина 1665 года носила несколько названий и только в 20 веке получила нынешнее. Молодая женщина изображена на картине в небольшом темном помещении, концентрирующем внимание зрителя исключительно на ней. Она одета в золотой жакет с видимым белым воротником под ним и сине-золотой головной убор. Главный акцент – жемчужная серьга. В отличие от многих других героев живописи Вермеера, девушка изображена в полуобороте, встречаясь взглядом с нами, а ее губы приоткрыты, как будто она собирается что-то сказать.

- Портрет Всеволода Михайловича Гаршина, написанный Ильей Репиным: во время русско-турецкой войны писатель Всеволод Гаршин был военным. После войны его назначили офицером, но Гаршин отстранился от военного дела и сосредоточился на литературе. События, с которыми он столкнулся на поле боя, потрясли его. В своих письменных работах он выразил глубокое сочувствие и чувство сострадания к другим людям. Портрет Репина отражает любовь Гаршина к литературе - писатель внезапно поворачивается лицом к зрителю, читая книгу за письменным столом. Выражение его лица выражает глубокую меланхолию и тоску.

- «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» Джузеппе Арчимбольдо: император Священной Римской империи изображен в образе Вертумна, бога древнеримской мифологии, связанного с садами, фруктовыми деревьями, сменой времен года, плодородием. Фрукты, овощи и цветы составляют портрет, символизируя царствование императора и олицетворяя увлеченность головоломками и сверхъестественным в эпоху Возрождения.

- Автопортрет Винсента Ван Гога: за свою очень короткую карьеру художника Винсент Ван Гог написал от 35 до 40 автопортретов, завершив их все между 1885 и 1889 годами. Рембрандт, написавший более ста автопортретов за свою примерно 50-летнюю карьеру, был единственным художником, нарисовавшим их больше, чем Ван Гог. Причина, по которой Ван Гог создал так много автопортретов, была предметом споров среди многих историков искусства. Некоторые считают, что художник не мог себе позволить нанимать настоящих моделей из-за своего трудного финансового положения.


Генеральные партнеры: