ПРЕВРАЩАЯ ГЛИНЯНУЮ ПОСУДУ

ПРЕВРАЩАЯ ГЛИНЯНУЮ ПОСУДУ

Керамика и искусство дружат дольше, чем другие виды творчества. Ещё с периода палеолита этот вид искусства развивается во многих формах. Слово керамика происходит от древнегреческого «керамос» - глина, которая является пластичной горной породой.  Глина состоит из минералов группы «каолиниты», названной так по местности Каолин в Китае. В основном глины имеют бурый цвет, как мы себе и представляем, но глина «каолин» - это белая глина.

Керамика - это изделия, изготавливаемые из смеси глины с другими материалами и затем обжигаемые при высокой температуре. Для изготовления керамических изделий необходима мастерская. Процесс изготовления керамики в общих чертах пошагово выглядит так:

  1. приготовление мягкой глиняной массы (шликер)
  2. формовка
  3. сушка
  4. глазуровка
  5. обжиг.

Шликер – это разбавленная водой масса из глины и примесями других материалов (например, кварцевого песка) для придания необходимых свойств будущему керамическому изделию. После приготовления смесь разливается в специальные формы для просушивания.

При ручном способе изготовления керамики готовится пластичная глиняная масса, которая выкладывается на вращающийся гончарный круг. После формования, сушки и затвердевания на изделие тонким слоем наносится прозрачная, белая или цветная глазурь.

Глазурь - это специальная смесь, которая после температурной обработки создаёт на изделии стекловидную поверхность. Разнообразные оттенки глазури можно купить в специализированных магазинах. Обжиг выполняется при высокой температуре в печи.

Керамические изделия всегда украшались орнаментом или изображениями. С образцами керамики древних можно ознакомиться в каждом историческом музее. Искусство керамики достигло невиданных высот ещё в далёкой древности. Вспомним античные вазы и блюда Древней Греции, декоративную майолику Ренессанса, а также фарфор и фаянс последующих веков. Это всё разновидности керамики. С течением времени менялись технологии изготовления керамики (например, появилось литьё в формы), но неизменным остаётся производство керамических изделий с помощью гончарного круга, на котором можно создать собственный глиняный шедевр.

МАСТЕРА КЕРАМИКИ 21 ВЕКА

Следуя одной из старейших традиций в истории человечества, керамика и гончарное искусство на протяжении тысячелетий служили средством творческого самовыражения. Древние керамические горшки, вазы, кувшины и тарелки, предназначенные для практического использования, позволяли мастерам также создавать произведения искусства из глины. Современные художники-керамисты используют в основном методы мастеров прошлого, доказывая, что этот материал обладает не только функциональным, но и концептуальным потенциалом в мире современного искусства. Сочетая искусство, дизайн и функциональность с традиционными, современными или экспериментальными методами, эти художники вдыхают новую жизнь в вековые традиции.

Израильский художник Земер Пелед, обучавшаяся в престижном лондонском Королевском колледже искусств и получившая степень магистра керамики, создаёт свои небольшие и масштабные изделия из тысяч фарфоровых черепков. Её практика включает обжиг и глазирование глины перед тем, как разбить её на куски, а затем использовать осколки для создания полноценных работ, которые выставляются в галереях США и Великобритании.

Эдмунд де Ваал известен своими масштабными инсталляциями из фарфора. Художник проявил интерес к керамике в пятилетнем возрасте, впоследствии окончив Кембриджский университет, обучаясь у гончара Джеффри Уайтинга, и получив стипендию англо-японского фонда Daiwа. Де Ваала вдохновляют традиционные японские миниатюры, а также работы абстрактного экспрессиониста Барнетта Ньюмана и минималиста Дональда Джадда - его работы будто стремятся объединить эстетику Востока и Запада.

Отмеченный несколькими наградами британский художник Николас Лис создаёт керамические изделия, которые словно исследуют игру света и тени и имеют почти идеальные формы. Каждый объект кропотливо вырезается вручную на токарном станке, используются белый или цветной фарфор, а также кобальт, медь и золото.

В своих работах Лэй Сю удачно сочетает традиционное и современное - в серии «Чаепитие» мастер создал композицию из фарфоровых банок с мотивами китайской династии Мин, своего рода сочетая традиционные восточные чайные церемонии и потребление газированных напитков из металлических банок в нашу эпоху. Лэй Сю лепит банки вручную, придавая им разные формы перед нанесением краски.

Уолтер Усай научился этому ремеслу у своего отца, известного художника-керамиста Эльвио Усаи, который открыл свою собственную мастерскую в 1959 году. Работая в том же месте, Уолтер Усай создаёт сложные или минималистские керамические изделия, сочетающие в себе традиции и современность. Помимо ваз, чаш и декоративных предметов, художник также работает и с традиционными кувшинами, которые дарят в качестве свадебного приданого невесты на итальянской Сардинии. Изготовленные из полихромной глазурованной керамики, изделия имеют разные цвета и декоративные элементы.

Работы художника Кристофера Дэвида Уайта обманчиво похожи на деревянные скульптуры и на ржавый металл. Необычные работы Уайта, созданные в процессе наслоения глины, выставляются по всему миру.

Британец Грейсон Перри использует керамику как средство повествования, остроумно и аллегорично описывая с помощью нанесённых на глиняные кувшины изображений сцены из жизни. Такие послания на художественных изделиях несут в себе и социальный подтекст, затрагивая темы искусства, справедливости, предрассудков, религии и их значение в современном обществе.

Роджер Колл изучал архитектуру, скульптуру и керамику и много лет работал в архитектурной фирме в Барселоне. В 2009 году он открыл собственную керамическую студию. Используя свой опыт в архитектурном дизайне, Роджер Колл создаёт динамичные керамические скульптуры, которые напоминают движущиеся объекты, застывшие во времени.

Датчанин Стин Ипсен известен в мире керамического искусства –.его работы включены в постоянные экспозиции музеев Парижа и Лондона. Ипсен использует сферические и продолговатые формы в замысловатых керамических композициях, которые он дополняет струнами из ПВХ или кожи. Чтобы добиться идеальной отделки и однородной монохромной поверхности, художник несколько раз глазирует и обжигает свои скульптуры и декорирует вручную по гладкому фарфору.

Марта Ригер глазирует свои изделия, используя самые разные техники. Некоторые штампуются губкой, а другие – путём нанесения маскировочного покрытия на участки. У Ригер есть своя команда, которая помогает ей создавать художественные изделия.

Польская художница по керамике Моника Патушинская использует художественные предметы как инструмент для исследования природы керамики, используя нетрадиционные методы в процессе. Работая с использованными гипсовыми формами с керамических фабрик, она создаёт гибридные объекты, в отличие от гладких, идеально глазурованных изделий.

Ирина Разумовская из Санкт-Петербурга изучала керамику и изобразительное искусство в Российской государственной специализированной академии искусств, а затем в Королевском колледже искусств в Лондоне. В серии Barkskin она исследует влияние течения времени как на архитектурные сооружения, так и на природу. Скульптурные изделия художницы имеют простые геометрические формы, нежные цвета и фактурную отделку, словно отслаивающиеся или плавящиеся слои.

В Москве наблюдается небывалый интерес к искусству керамики. Проводятся фестивали керамики - ближайший из них состоится 27-28 ноября в Даниловском ивент-холле, на котором мастера представят свои уникальные керамические идеи, а ценители авторских работ смогут не только приобрести понравившиеся предметы, но и поучаствовать в творческом процессе на мастер-классах, неизменно проводимых в рамках этого фестиваля.

До 15 августа в парке искусств «Музеон» открыта для посещения уличная фотовыставка «Искусство повседневности. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства». Фотовыставка представляет лучшие произведения декоративно-прикладного искусства России второй четверти XVIII – начала XIX века из фондов музея. Коллекция включает и керамические изделия, например, изразцы.

В музее-заповеднике Коломенское до 15 сентября можно посетить выставку «О вкусах не спорят», на которой представлены усадебные коллекции XVIII—XIX веков: фарфоровые сервизы и другие керамические изделия из коллекций, принадлежавшим именитым семьям.

Единственный в России специализированный музей керамики расположен на территории красивой усадьбы Кусково – более 40 тысяч экспонатов, от эпохи Древней Греции и Рима до коллекций уникального фарфора известных российских мануфактур. До 25 сентября 2022 года открыта и специальная юбилейная выставка, посвящённая 100-летию музея. В керамической мастерской Кусково также проводятся и занятия по гончарному искусству (индивидуальные и групповые).

Гончарная Школа мануфактуры «Дымов Керамика» на ВДНХ также познакомит всех желающих с историей и технологией керамического производства. Мастер-классы по гончарному искусству в мастерской школы позволят участникам пройти все этапы производства керамики от подготовки глины к работе до обжига в печи.

Партнеры проекта