loader

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЖЕМЧУЖИНЫ ШЕХТЕЛЯ В МОСКВЕ: ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА

Архитектурными жемчужинами возникают перед взором москвичей и гостей столицы здания, которые построил великий зодчий Фёдор Осипович Шехтель (Франц-Альберт Шехтель, 1859—1926) в конце XIX – начале XX веков. Известно более 210 его работ, большинство из которых было расположено в Москве и Подмосковье. Из них сохранилось всего около 86 удивительно красивых зданий, которые ныне являются объектами культурного наследия. Архитектурный стиль Фёдора Шехтеля хорошо узнаваем, и для многих будет настоящим открытием. Совершить виртуальную прогулку по улицам столицы и познакомиться с некоторыми творениями великого мастера можно и в нашем материале. 

Начнём путешествие с центра, где находится один из шедевров Шехтеля - самый известный и наиболее часто посещаемый гостями и жителями небольшой дом. 

ОСОБНЯК РЯБУШИНСКОГО

- ул. Малая Никитская, 6/2

В этом здании расположен музей-квартира Максима Горького. В прошлом это был особняк банкира Степана Рябушинского, построенный по его заказу Фёдором Шехтелем в 1900-03 годах в стиле модерн. Экстравагантно декорированное здание, окружённое тенистым садом с низкой ажурной оградой - одно из самых красивых в городе. Верхняя часть особняка украшена широким мозаичным фризом с изображением орхидей. Вход в здание плавно устремлён к балкону, украшенному спиралевидными узорами, и прямо с тротуара приглашает путника войти в дом. Внутренняя парадная лестница в форме овальной волны ведёт в богато украшенные интерьеры помещений дома. Витражи и элементы декора в здании выполнены в едином стилистическом решении и глубоко символичны. Только посетив музей, вы увидите концепцию оформления здания – подводный мир, земной мир и вершины, а также сможете подробно рассмотреть многочисленные детали и ощутить символическую цветовую атмосферу начала прошлого века.

В 1917 году Степан Рябушинский эмигрировал в Италию, а в доме располагались различные учреждения и даже детский сад, пока в 1931 году там не поселился Максим Горький после своего возвращения из Италии. В 1965 году в здании был открыт музей.

 

С Малой Никитской перейдём на Большую, где увидим раннюю работу Шехтеля:

ФАСАД ТЕАТРА ПАРАДИЗ

- ул. Большая Никитская, 19 

В этом здании в центре столицы расположен театр имени Маяковского. Когда-то здание принадлежало роду Стрешневых, а в 1884-85 годах театральный антрепренер Георг Парадиз реконструировал его под свой театр Парадиз, известный как «Немецкий театр». Оформление фасада из красного кирпича в русском стиле выполнил Фёдор Шехтель. Это одна из его первых архитектурных работ. Если сравнить современный вид здания с фотографиями прошлого, обнаружим, что верхняя часть здания стала совсем плоской, а двускатная остроконечная крыша с мансардными окнами и выпуклые купола боковых башен утрачены во времени. Словно предугадав будущее, Шехтель повторил крышу терема с узорной решеткой на вершине в здании Ярославского вокзала.

 

Идём по Тверскому бульвару к «Дому Смирнова», ансамбль которого обновил гениальный архитектор.

ОСОБНЯК СМИРНОВА

- Тверской бульвар, 18

Особняк Смирнова расположен в центре Тверского бульвара и раньше принадлежал владельцу торгового дома «П.А. Смирнов в Москве» Петру Смирнову (знаменитая водка "Smirnoff"). Задачей архитектора было создание единого ансамбля ампирного особняка с отдельно стоящими флигелями, обновление фасада и перепланировка внутренних помещений. После нескольких лет строительных работ (1901-1903 гг., как указано на мемориальной доске), дом стал украшением Тверского бульвара и выделяется тремя готически вытянутыми витражными окнами фасада центральной части, аркой, где была монограмма бывшего владельца, и большим декоративным кованым балконом, раскинувшимся на три окна справа от парадного входа. В боковых решётках балкона увидим полюбившиеся мастеру спирали. Интерьер особняка включает приёмные залы, богато оформленные в стиле модерн и представляющие определённые исторические эпохи – «Египетский зал» с потолком-плафоном, «Греческий зал», «Классический зал» и другие. Диковинные барельефы и роскошь оформления залов должна была соответствовать элитному статусу красивой жизни. В доме проводятся экскурсии по этим залам.

Интересны и впервые установленные инженерные решения: радиаторы отопления, полное электроснабжение и даже первые прототипы кондиционеров. 

После Смирнова у здания сменилось много владельцев, Фёдор Шехтель ещё раз провёл реконструкцию здания, а в 2005-2006 годах была выполнена реставрация особняка.

 

С Тверского бульвара вниз по Тверской улице войдём в Камергерский переулок, где расположены два здания Фёдора Шехтеля, построенные в разное время. 

ЗДАНИЕ МХТ ИМ. ЧЕХОВА

- Камергерский переулок, 3

Здание построено ещё во времена правления императрицы Екатерины, перестроено в театральное здание, а в 1902 году по заказу Станиславского и Немировича-Данченко при финансовой поддержке купца-мецената Саввы Морозова реконструировано Шехтелем специально под Московский Художественный Театр. Реконструкция проводилась в творческом союзе с художественными руководителями театра. Кстати, Фёдор Шехтель создал и знаменитый занавес театра с орнаментом и эмблемой театра в виде чайки. Элегантный проект реконструкции был выполнен безвозмездно частично только за одно лето – фасад остался прежним кроме новых светильников, дверей и окон, но интерьер внутри был полностью обновлён. Над правым входом театра установлен метафорический горельеф «Море житейское» (есть и другие названия - «Волна», «Пловец») работы скульптора Анны Голубкиной, ученицы Родена. Все элементы внешнего и внутреннего декора до дверных ручек и надписей выполнены в изящном стиле модерн. Осенью 1902 года МХТ дал свой первый спектакль в новом здании.

Здание реконструировалось в 1970-1987 годах.

 

Рядом с театром справа находится другое здание, полностью построенное Шехтелем, но уже через 13 лет.

МУЗЕЙ МХАТ

- Камергерский переулок, 3а

Это четырёхэтажное строгое здание построено в 1915 году по заказу бывшего хозяина особняка, перестроенного в театр, Георгия Лианозова. Фасад здания с минимальным декором состоит из трёх частей с большими окнами, рамы которых были позднее переделаны другими авторами. Первоначальные планы предполагали разместить в нём театр-кабаре, но затем здание отдали в аренду под магазины и разные конторы. В 1923 году здание передали МХАТ, и с 1943 года там располагается школа-студия театра, а с 1947 года – музей МХАТ.

 

Идём на Кропоткинскую, где находится ещё один шедевр стиля модерн в исполнении Шехтеля.

ОСОБНЯК ДЕРОЖИНСКОЙ

- Кропоткинский переулок, 13

Жилой дом, построенный для владелицы текстильного предприятия Александры Дерожинской в 1901-1904 годах прошлого столетия, является образцом московского стиля модерн. Асимметричную композицию здания уравновешивает декоративная узорчатая ограда. Арочное одиннадцатиметровое окно фасада с башенками наверху напоминает трёхоконный фасад особняка Смирнова. 

С 1959 года особняк передан посольству Австралии в России.

 

А вот и неоготика от Шехтеля – это…

ОСОБНЯК МОРОЗОВОЙ

- ул. Спиридоновка, 17

Городская усадьба, построенная Шехтелем для Зинаиды Морозовой по заказу её мужа промышленника Саввы Морозова, который после учёбы в Великобритании задумал иметь собственный дом в неоготическом стиле. Это один из ранних проектов Фёдора Шехтеля с архитектурной ритмикой разных по форме элементов здания. Дом выглядит лёгким и устремлённым вверх благодаря выразительным оконным проёмам. После завершения строительства в 1898 году здание сразу стало достопримечательностью столицы, а искусствоведы относят его к образцам раннего московского модерна.

С 1938 года здание являлось домом приёмов Министерства иностранных дел.

В 1995 году особняк перенёс крупный пожар и через год был отреставрирован и восстановлен в прежнем виде.

 

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА КУЗНЕЦОВЫХ

- Проспект Мира, 41, стр. 1

Бывшее владение известного фарфорозаводчика Матвея Кузнецова (сейчас все его изделия - это коллекционный «Кузнецовский фарфор»). Усадебный комплекс был реконструирован и модернизирован Фёдором Шехтелем в конце XIX века, а в 1891 году он возвёл рядом отдельный особняк Надежды Кузнецовой. Здание подвергалось неоднократной перестройке разными авторами и приобрело необарочный декор, где атланты поддерживают эркер с вазой наверху. Центральный корпус усадьбы снесли для вестибюля станции метро «Ботанический сад» в 1959 году. Атлантам тоже досталось, когда троллейбус врезался в здание, повредив одну из скульптур. А перед Олимпиадой-1980 даже рассматривался вопрос о сносе всего здания для открытого вида на олимпийские объекты, расположенные рядом. Но, несмотря на все перипетии времени, особняк уцелел.

 

ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ

- Комсомольская площадь, 5

По проекту Шехтеля здание Ярославского вокзала приобрело иной вид в конце 19 века - к нему был пристроен фасад с элементами древнерусской архитектуры, включая подобие крыш теремов, широкий фриз из глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, левую башню, входную арку вестибюля с килем-козырьком и полукруглыми башенками по бокам. 

 

ТИПОГРАФИЯ «УТРО РОССИИ»

- Большой Путинковский переулок, 3

Для газеты «Утро России» здание в стиле модерн от Шехтеля появилось в 1907-1908 годах. В 1918-1920 гг. на доме появились барельефы, один из которых сохранился до сих пор. На нём изображены заводские трубы и рабочий, толкающий колесо, а надпись под барельефом гласит: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». 

 

ДОМ МОСКОВСКОГО СТРАХОВОГО ОТ ОГНЯ ОБЩЕСТВА С ГОСТИНИЦЕЙ «БОЯРСКИЙ ДВОР» 

- Старая площадь, 8

По заказу Московского страхового от огня общества Шехтель воздвиг в 1901-1903 гг. вблизи Китай-города пятиэтажный комплекс, облицованный глазурованным серо-зелёным кирпичом. Главный вестибюль украшен витражом, изображающим Кремль при заходе солнца, а значительная часть здания была сдана крупному хлопчатобумажному предприятию, Богородско-Глуховской мануфактуре. На верхних этажах располагалась гостиница «Боярский двор». За эту архитектурную работу Шехтель получил звание академика архитектуры. 

 

Завершаем мини-путешествие по местам Шехтеля уже на окраине Москвы, где также можно найти его архитектурные следы.

 

ЧАСОВНЯ ЗАХАРЬИНЫХ В КУРКИНО

- ул. Новогорская, 37

Небольшая часовня-усыпальница, примыкающая к церкви Владимирской Божией Матери, возведена в 1899 году над могилой известного московского врача Григория Захарьина и располагается вблизи от больницы основателя и природной зоны. В этой же часовне-усыпальнице позднее были похоронены его жена и сын. Крест на верхней части склепа и мозаичное панно внутри выполнены по эскизу живописца Виктора Васнецова. 




Генеральные партнеры: