НЕ ПРОСТО МЕЛКИ: МИР ХУДОЖНИКА В ПАСТЕЛЬНЫХ ТОНАХ
«Хрупкая», «осыпается и цвета блекнут со временем», «на любителя», «ограничивает самовыражение художника» - всё это заблуждения, связанные с некоторыми особенностями использования пастели в живописи.
Что такое пастель? Пастель относится к группе так называемых «сухих» красок и представляет собой пигменты, спрессованные в виде небольших палочек («мелков») для рисования.
Великие мастера эпохи Возрождения, такие как Леонардо да Винчи и Микеланджело, использовали для рисования природный мел, и именно из этого материала и появилась пастель. В Северной Италии в 16 веке пастель изготавливали из чистых порошкообразных пигментов, смешанных с твёрдой смолой (гуммиарабиком) и рыбьего или животного клея. Изначально пастель была доступна только в красном, чёрном и белом цветах. Для сравнения, в наше время для художников доступно более 1600 различных оттенков пастели, имеющих неограниченный срок хранения.
Пастель быстро завоевала одобрение многих известных мастеров того времени, а с середины 18 века пастель полностью вошла в обиход художников, особенно во Франции и Англии. В то время представители знати считали верхом моды запечатлеть свой портрет при помощи «рисования мелками», как тогда называли эту технику. Среди ведущих представителей пастельной живописи той эпохи - Дэниел Гарднер, Джон Рассел, Фрэнсис Котес, которого считают отцом английской пастели. Эти художники получали со своей клиентуры примерно те же суммы, что и художники-портретисты, работающие маслом.
Мода приходила и уходила, и примерно к 1820 году пастель перестала быть популярной. Сэр Ричард Кольт Хоар, один из величайших антикваров своего времени, считал пастель «уже совершенно немодной». Профессиональные художники мало использовали пастель, и постепенно она стала во многом прерогативой лишь отдельных художников и даже художников-любителей, хотя технику рисования пастелью освоить непросто.
Так продолжалось до той поры, пока в конце 1860-х годов знаменитый художник-импрессионист Эдгар Дега выбрал пастель в качестве своего основного инструмента живописи.
Это произошло незадолго до того, как и другие великие художники-импрессионисты, такие как Гоген, Матисс, Моне, Ренуар и Тулуз-Лотрек, с огромным успехом также стали использовать пастель. В коллекции Государственного музея им. А.С. Пушкина можно увидеть самую знаменитую работу Дега - «Голубые танцовщицы» в удивительном колорите пастельных цветов и с уникальной бархатистостью оттенков, присущей только пастели.
На протяжении 20-го века многие известные художники, как Огастес Джон и Роджер Хилтон, много экспериментировали с пастелью. И этот путь художественных открытий продолжается и сегодня.
Уникальность пастели заключается в том, что её не смешивают, как другие материалы (например, масло, акварель или акриловые краски). Художник должен иметь в арсенале широкий ассортимент пастельных мелков для работы и хорошо разбираться в цветовом наслоении красок.
Пастель вначале использовалась для создания этюдов и набросков для более крупных работ. Сейчас пастель считается самостоятельным художественным средством живописи. Это отличный выбор для тех, кто предпочитает компактность и мобильность. Для рисования пастелью не требуется особых условий, каких-либо растворителей, набора кистей и палитры для красок.
По этим причинам многие художники на пленэре работают пастелью, а портретисты 19 века выбирали пастель, чтобы облегчить и ускорить процесс работы над картиной.
Классическая пастель имеет форму короткого карандаша, в составе которого содержится спрессованный порошковый пигмент.
Пигменты в пастели те же, что и пигменты, используемые для производства всех цветных художественных материалов, включая масляные краски. Лишь для некоторых плохо спрессовывающихся и формующихся пигментов добавляют в небольших количествах клеевые вещества.
Палочки пастели должны быть достаточно прочными, чтобы при нажиме они сразу не ломались и не крошились. В то же время пастель должна хорошо наноситься и втираться на шероховатую бумагу или картон, не скользить и не царапать поверхность, а легко растушевываться.
В продаже бывают две формы пастели: круглая и квадратная. Хорошую пастель выпускают широко известные среди художников фирмы Derwent, Faber Castell или Stabilo, среди отечественных фирм – «Нева».
Пастель выпускается в наборах, и чем полнее набор, тем он ценнее. Выбирать следует набор, в коробках которого есть разные оттенки одного цвета - наборы с не менее чем 24-мя пастельными мелками в упаковке или больше. Почти у всех брендов пастели есть свои уникальные характеристики. Поэкспериментировать самостоятельно или спросить совета у более опытных художников - единственный способ выяснить, какой из видов лучше всего подходит вашему стилю.
Пастельные палочки обычно грязнятся в процессе, поэтому лучше протирать их сухой тканью перед началом или после завершения работы. Для пастели выпускается специальная шероховатая бумага, на поверхность которой пастель лучше ложится и крепче держится. Можно приобрести также тонированную бумагу или тонировать её самостоятельно, используя акриловую или акварельную краску.
Чтобы предотвратить постепенное осыпание пастели с многослойного участка готовой работы, можно нанести на эту область лаковый фиксатор. Будьте осторожны: если лак распыляется слишком сильно, он резко затемняет яркость цветов.
ВИДЫ ПАСТЕЛИ
Мягкая пастель имеет насыщенный цвет и её легко растушевывать на бумаге. Твёрдая пастель, в том числе пастельные карандаши, отлично подходит для детальной проработки пастельного рисунка. Масляная пастель имеет масляную связующую основу, вязкая и не так легко растушевывается. Новейшая водорастворимая пастель создаёт полупрозрачные размытия при добавлении воды поверх пастельного слоя.
Мягкая пастель
Самые мягкие марки мягкой пастели содержат чистый пигмент, и только некоторые цвета содержат немного связующего вещества, например крахмал, глину, гуммиарабик. Как правило, мягкая пастель не содержит мела.
Мягкая пастель может варьироваться - от средней твёрдости до очень мягкой. Мелкие детали сложно прорабатывать с помощью очень мягких пастелей, так как они делают мазки более плотными и крупными. Самая мягкая пастель с большим содержанием пигмента позволяет создавать сочные и насыщенные цветовые пятна. Кроме того, такая пастель дороже из-за высокого качества пигментации. По этой причине многие художники предпочитают именно этот вид пастели
Твёрдая пастель
Твёрдая пастель часто (но не всегда) имеет квадратную форму и немного дешевле мягкой пастели. В диапазоне такой пастели существует огромное разнообразие уровней твёрдости. Некоторые пастели маслянисто-мягкие, некоторые очень твёрдые, но многие находятся где-то посередине. Твёрдая пастель может быть заточена и очень хорошо подходит для рисования мелких деталей, также отлично подходит для наслоения и смешивания оттенков.
Пастельные карандаши
Твёрдость пастели у пастельных карандашей немного варьируется, но в целом пастельные карандаши довольно твёрдые, их даже можно затачивать. Однако они довольно быстро изнашиваются. Хорошо известными и любимыми брендами художников являются Stabilo и Derwent.
Масляная пастель
Пигменты масляной пастели связаны в составе смесью воска и жира, что придаёт им жирную текстуру. Цветовой диапазон относительно ограничен по сравнению с классической пастелью, однако можно приобрести наборы, содержащие до 90+ различных оттенков. Масляная пастель не крошится и не становится порошкообразной, но легко размазывается.
Масляной пастелью, яркие цвета которой напоминают масляные краски, легко рисовать даже на гладкой бумаге, она универсально наносится на самые разные поверхности, включая бумагу, картон, холст, дерево, камень, стекло, пластик. Наилучший эффект достигается при толстом нанесении слоёв, а с помощью растушёвки можно создать плавные переходы цветов. Масляная пастель не очень подходит для детальной работы. Тем не менее, мелки можно немного заточить (рекомендуется на некоторое время положить их в холодильник).
ТЕХНИКА РАБОТЫ С ПАСТЕЛЬЮ
Пастель смешивается сразу на поверхности работы, а не на палитре. Разнообразие цветов может быть достигнуто за счёт наслоения и растушёвки. Начните с более темных цветов, постепенно переходя к светлым.
Смешивание выполняется путём наложения пастели различными мазками, такими как штриховка, точки/пуантилизм или растушёвка с помощью различных способов, применяя ватные тампоны, кисти №9 или просто подушечки ваших пальцев.
В пастельной живописи очень мало правил, однако существует несколько основ:
- Мягкая пастель быстро заполняет текстуру бумаги и поэтому хорошо подходит для пастельных мазков
- Нанесение твёрдой пастели поверх мягкой не всегда даёт верный эффект: твёрдая пастель может попросту соскрести слой мягкой
- Мягкая пастель очень хорошо сочетается с твёрдой пастелью и часто используется в качестве завершающих штрихов или слоёв
- Многие художники используют твёрдую пастель или карандаши для первых штрихов и завершают рисунок мягкой пастелью
- Художники, которые любят рисовать очень мелкие детали, часто используют пастельные карандаши, среднюю или твёрдую пастель
- Если вы хотите создать рисунок в стиле импрессионистов, выполняйте работу в более мягких пастельных тонах
- Самые мягкие пастельные бренды особенно сильно различаются по цвету и текстуре
БУМАГА ДЛЯ ПАСТЕЛИ
Какую бы поверхность вы ни выбрали для работы, для пастели лучше всего подойдёт бумага или картон с шероховатой текстурой. Если бумага слишком гладкая, пастель невозможно будет нанести. Убедитесь, что бумага имеет нейтральный pH. Если бумага не бескислотная, пастель может изменить свой цвет и подвергнуться ломкости при нанесении. Хороший выбор для пастели - это холст, акварельная бумага, пастельная бумага или шероховатый картон.
Мелованная бумага (или Ingres) имеет очень характерный узор из линий сетки, тиснённый на поверхности. Многие известные арт-бренды делают свою версию такой бумаги – она не требует большого количества наслоений, а пастель легко наносить и растушевывать.
Бумага с сотовой структурой обычно немного дороже, имеет лёгкую рельефную текстуру, а эффекты наслоения и смешивания примерно те же, что и у мелованной бумаги.
Зернистая поверхность бумаги слегка напоминает наждачную бумагу, хотя и не такая жёсткая. Шероховатая бумага очень хорошо держит пастель даже после нанесения нескольких слоёв интенсивного цвета.
Бумага с велюровой текстурой дороже по стоимости, также хорошо держит пастель, но обычно рекомендуется для творческих экспериментов с пастелью и опытным художникам.
При выборе цвета пастельной бумаги нет правильного и неправильного решения. Пастель хорошего качества полностью покроет даже самую тёмную цветную бумагу, поэтому для рисования совсем необязательно использовать белый или кремовый фон.
ФИНИШНЫЙ ШТРИХ ДЛЯ ПАСТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Пастельная картина никогда не потрескается и не потускнеет, если её закрепить специальным фиксатором и дополнительно убрать под стекло. Перед использованием любого фиксатора убедитесь, что вы находитесь в хорошо проветриваемом помещении. Также имеет смысл проверить на тестовом образце, как та или иная марка фиксатора будет взаимодействовать с пастелью.
Пастель имеет очень маленькое соотношение связующего вещества и пигмента в своём составе, поэтому при первом нанесении фиксатора поверх картины некоторые будут шокированы, как потемнеет их работа. Однако по мере высыхания закрепителя цвета станут светлее.
Существует три основных типа фиксаторов: фиксатор с распылителем, аэрозоль и пульверизатор. При продувке через диффузор - металлическую трубку на шарнире с мундштуком - распыляется очень мелкий фиксирующий туман. Аэрозольные фиксаторы – это мелкое распыление, поэтому фиксация выполняется довольно быстро и легко. Убедитесь, что вы держите баллончик на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от работы и плавно и равномерно перемещайте распылитель по поверхности. Чтобы создать равномерное покрытие фиксатором, можно прикрепить рисунок к доске.
ДОМАШНЯЯ ФОРМУЛА СУХОЙ ПАСТЕЛИ
Сухую пастель легко сделать своими руками. Ингредиенты нетоксичны, и их легко найти. Вам понадобится:
- детские сухие порошковые краски;
- тальк или детская присыпка без запаха;
- вода;
- связующее вещество, например овсяные хлопья.
Рецепт прост: вскипятите 4 стакана воды и добавьте 1/4 стакана овсяных хлопьев. Варить 5-6 минут. Дайте немного остыть и процедите через сито или ткань для очистки остатков овсяных хлопьев, а воду не сливайте – она вам понадобится чуть позже.
В отдельной миске смешайте 1/2 стакана талька или детской присыпки с 2 столовыми ложками сухой порошковой краски. Хорошо перемешайте, затем добавьте 1 чайную ложку овсяной воды. Хорошо перемешайте. Сверните в маленькие трубочки размером с мизинец, затем нарежьте полученную массу длиной примерно в 5 сантиметров. Разложите каждую палочку на несколько слоёв бумажных полотенец и дайте высохнуть в течение нескольких дней, в зависимости от влажности в вашем регионе. Вот и всё – сделанные вручную пастельные мелки готовы!
Творческих успехов!