ИСКУССТВО НА ПРИРОДЕ: УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ ЛЕНД-АРТА
Что такое ленд-арт?
Ленд-арт - это произведение искусства, которое создано на природных ландшафтах. В то время как современные произведения искусства можно продавать с целью получения прибыли, художники движения ленд-арт отвергают коммерциализацию и вместо этого создают крупномасштабные инсталляции в сельской местности, которые часто говорят о силе, просторе и красоте природы. В 60-х и 70-х годах прошлого века, когда возникло это направление, люди специально приезжали в отдалённые районы, чтобы увидеть эти произведения искусства, что усиливало интерес к природе и сельской жизни.
В чём разница между ленд-артом и экологическим искусством?
Несмотря на то, что они похожи по своей природе, между ленд-артом и экологическим искусством есть несколько ключевых различий. Ленд-арт относится к искусству, которое расположено в месте, где оно было создано, часто с окружающими элементами, интегрированными непосредственно в скульптуру или композицию. Это делает образцы ленд-арта неподвижными и невозможными для экспозиций в других местах. Экологическое искусство, напротив, относится к переносному объекту, который включает в себя природные элементы или говорит о текущих экологических или социальных проблемах. Экологическое искусство часто включает в себя элементы науки или политики и подчёркивает пагубное влияние массового потребления на окружающую среду нашей планеты.
Когда возник ленд-арт?
Хотя основы ленд-арта уходят корнями в историю мирового искусства, включая Стоунхендж в Великобритании, древние пирамиды в Египте и геоглифы плато Наска на юге Перу, современное движение утвердилось в 60-е годы прошлого века. В движении ленд-арт многие художники использовали элементы и приёмы концептуального искусства или минимализма.
Одним из наиболее ярких примеров ранних выставок, посвящённых исключительно этому движению, является выставка Earth Art 1969 года в Художественном музее Эндрю Диксона Уайта Корнельского университета в Нью-Йорке. Выставка, организованная местным художником Уиллоуби Шарпом, объединила искусство и активизм, поставив под сомнение необходимость установления границ в искусстве и обществе. После того, как эта ключевая выставка получила признание, движение ленд-арта стало разрастаться по всему миру. В то время как популярность движения прочно установилась в Соединенных Штатах и Великобритании, ленд-арт в 1960-х и 1970-х годах появился и в других регионах мира. Среди популярных практиков ленд-арта были Роберт Смитсон, Нэнси Холт и Эндрю Роджерс. К одному из ярких представителей этого направления в нашей стране можно отнести Франсиско Инфанте с его знаменитой работой «Странствия квадрата». Однако это движение начало ослабевать в середине 1970-х годов, когда рост мировой экономики стал замедляться и частное финансирование стало недоступно. Несмотря на то, что традиционные формы ленд-арта сегодня менее распространены, чем в середине 20-го века, основные принципы и характеристики направления можно увидеть в движениях и современного искусства, таких как экологическое искусство и экологическая скульптура.
Ключевые характеристики ленд-арта
Основополагающие принципы ленд-арта включают в себя выражение уважения к земле, наличие важной связи с местом, где находится произведение, и смысловое сообщение, вдохновляющее на социальные или экологические изменения. Следуя этим принципам, художники помогли популяризировать более позитивные отношения между аудиторией и природой, что было особенно важно во время стремительно быстрого развития городской среды.
Проблемным аспектом ленд-арта была его недоступность, что противоречило идеологии движения, в котором искусство принадлежит всем. Из-за того, что для многих ключевых работ были выбраны удалённые места, не все могли увидеть их лично. Чтобы запечатлеть инсталляции и скульптуры, использовались фото- и видеосъёмка, а затем изображения и записи выставлялись в музеях и галереях.
Известные примеры ленд-арта
Ричард Лонг, «Линия, сделанная ходьбой» (1967 г.)
Один из первых произведений ленд-арта был создан британским художником Ричардом Лонгом в 1967 году. Он нарисовал линию на траве поля, оставив едва заметную дорожку, протоптав её ботинками ещё студентом во время прогулок с учёбы в Бристоле. После автор продолжил воплощать свои работы в мире природы. Во время путешествий на природе он построил верёвочные и каменные круги, создавал надписи грязью.
Майкл Хейзер, «Двойное отрицание» (1969 г.)
Сочетая элементы минимализма и концептуального искусства, американский художник Майкл Хейзер создал в 1969 году произведение «Двойное отрицание» в долине Моапа, штат Юта. При помощи динамита в земле образовалась пропасть размером 9 на 15 метров. Искусственно созданное ущелье в пустыне Невада остаётся одним из немногих сохранившихся примеров ленд-арта. Движение ленд-арта впервые появилось в конце 1960-х и бросило вызов местоположению, материалу, размеру и временному существованию произведения искусства. Вырезы обращены друг к другу через углубление на зубчатом периметре плато, образуя непрерывное изображение, толстый линейный объем, который соединяет и объединяет «негативное» пространство между ними.
Роберт Смитсон, «Спиральная дамба» (1970 г.)
Одним из самых известных произведений ленд-арта является «Спиральная дамба», созданная в течение шести дней американским скульптором Робертом Смитсоном в 1970 году. Используя природные материалы, включая чёрные базальтовые породы, кристаллы соли и землю, Смитсон задокументировал строительство спирали длиной более 450 метров в одноимённом фильме. Расположенный у берега Большого Солёного озера в штате Юта, это произведение является свидетельством мимолётной красоты природы и важности её сохранения, поскольку конструкция была намеренно построена в такой местности, где она подвергается естественным процессам эрозии земли.
Нэнси Холт, «Солнечные туннели» (1976 г.)
Используя природу как среду, «Солнечные туннели» Нэнси Холт бросили вызов традиционному определению того, что может быть искусством. Расположенные посреди пустыни Юты, туннели представляют собой четыре аккуратно установленных бетонных цилиндра. Посетителей приглашают войти в эти туннели и наблюдать за восходом и закатом солнца. В цилиндрах сделаны отверстия, чтобы внутри можно было видеть созвездия, такие как Персей и Козерог. Используя бетон, обыденный и промышленный материал, американская художница смогла отвлечь внимание от самих цилиндров и обратить внимание на красоту пейзажа вокруг.
Вальтер де Мария, «Поле молний» (1977)
Подобно композиции Нэнси Холт, «Поле молний» было создано американцем Вальтером де Марией в 1977 году с использованием нетрадиционных материалов. Скульптура состоит из 400 стальных столбов из полированной нержавеющей стали, расположенных сеткой на большом поле в Кемадо, штат Нью-Мексико, для притяжения молний во время штормов. В зависимости от непредсказуемых погодных условий, столбы могут принимать различные формы.
Агнес Денес, «Пшеничное поле - противостояние» (1982)
В 1982 году прямо посреди высоких небоскрёбов Нью-Йорка Агнес Денес создала инсталляцию в стиле ленд-арт, которое отклонялось от более традиционных характеристик произведений искусства с применением природных материалов. Вместо того, чтобы установить свою композицию в отдалённом месте, Денес предпочла разместить её на площадке стоимостью 4,5 миллиарда долларов. Денес сознательно выбрала это место - свалку, созданную при строительстве башен-близнецов, всего в двух шагах от Уолл-стрит, место фондовой биржи, где торгуют такими товарами, как пшеница, - чтобы одновременно обратить внимание общественности на состояние мировой экономики и экологию Земли. На участке Денес посадила и успешно собрала более 450 килограммов пшеницы в течение четырёх месяцев, которые затем были переданы в дар голодающим странам.
Маринус Боэзем, «Зелёный собор» (1987)
Хотя движение ленд-арта распространялось преимущественно в США и Великобритании, его влияние постепенно распространилось по всему миру. Ярким примером является «Зелёный собор», созданный Маринусом Боэземом в апреле 1987 года в Южном Флеволанде, Нидерланды. Используя деревья ломбардского тополя, чтобы воссоздать подобие собора Нотр-Дам во Франции, Бозем разработал потрясающую и захватывающую инсталляцию, которая доказывает, что красота природы может легко конкурировать с сооружениями, созданными человеком.
Андрес Амадор, «Земляной ландшафт» (2004)
Земляные пейзажи художника Андреса Амадора, основанные на геометрических и произвольных формах, представляют собой узоры, нарисованные на песке. Его первое произведение ленд-арта появилось на Оушен-Бич в Сан-Франциско в 2004 году, а мимолётная красота композиции была запечатлена на камеру незадолго до того, как его смыло приливом. С тех пор Амадор создал сотни других невероятных пейзажей ленд-арта по всему миру. Амадор выбирает пляж, на котором во время отлива можно создать свои рисунки на песке, а сразу после этого он фотографирует свою работу с помощью дрона.
Эндрю Роджерс, «Геоглиф Бунджил» (2006)
В 2006 году художник Эндрю Роджерс создал скульптуру как дань уважения коренным народам Австралии, изобразив Бунджила - мифического защитника и духа аборигенов Ватхауронг в образе орла. Скульптура из камней, найденных в этой местности, была построена в региональном парке Ю-Янгс в Виктории. Размах крыльев Бунджила – около ста метров.
Лита Альбукерке, «Звёздная ось: Антарктида» (2006)
Первое произведение искусства в Антарктиде состояло из 99 синих сфер из стекловолокна, расположенных на участке около 180 метров, которые коррелировали по размеру и местоположению со звёздами на небе (узор, отражающий траекторию звёзд в период летнего солнцестояния). Художник Лита Альбукерке представила это произведение в 2006 году после многих лет работы. Закон об охране Антарктики запрещает загрязнение континента, поэтому инсталляция была разобрана.
Майкл Граб, «Каменный баланс» (2008)
Канадский художник и фотограф Майкл Граб создаёт скульптуры из камней на природе, начиная с 2008 года. То, что начиналось как эксперимент в Боулдер-Крик, штат Колорадо, теперь стало глобальным событием ленд-арта - Граб путешествует и создаёт такие композиции в отдалённых и густонаселённых районах по всему миру. После того, как он заканчивает свои скульптуры, автор фотографирует их и сразу уничтожает, подчёркивая эфемерность искусства.
Майя Лин, «Волновое поле короля бури» (2009)
Элементы природы объединены в работе художницы Майи Лин в парке скульптур в Маунтинвилле, штат Нью-Йорк. Лин расположила на травянистом холме в неглубокой впадине семь параллельных рядов, напоминающих морские волны.
Нортхала Филдс (2008)
Нортхала Филдс - это отмеченный наградами парк в загородном стиле, расположенный в Нортхолте, Великобритания. Он был открыт в 2008 году и состоит из четырёх искусственных холмов. Холмы были построены из щебня после сноса первоначального стадиона Уэмбли, который был закрыт в 2000 году и снесён в 2003 году. Дизайн ландшафта спроектировало лондонское бюро под названием FoRM Associates, в состав которого вошли архитектор, ландшафтный архитектор и художник.
Ленд-арт бросил вызов стандартам традиционного искусства, побуждая художников исследовать и интерпретировать социальные и политические проблемы общества в своих работах. Эта интеграция является отличительной чертой современного искусства, включая новые движения.