ЖИВОПИСЬ В СТИЛЕ 3D: СОВЕРШЕНСТВУЕМ ТЕХНИКУ ИМПАСТО
Импасто-живопись — это художественная техника, при которой краска наносится на поверхность толстым слоем, чтобы сохранить отпечаток кисти или мастихина. «Подсолнухи» Ван Гога, «Еврейская невеста» Рембрандта или «Собор в Руане» Клода Моне в разное время суток — блестящие примеры картин, выполненных техникой импасто.
Традиционно для импасто используется масляная краска из-за ее густой консистенции и более продолжительного времени высыхания. Но акрил также можно использовать для этой техники. В качестве основы предпочтительнее выбирать льняные полотна, а также деревянные художественные панели.
Как наносить краску?
Краска, используемая в технике импасто, выполняет различные функции. В отличие от традиционных двумерных произведений искусства на холсте, которые придают картине глубину за счёт цветовой гаммы или текстуры, в импасто используются видимые мазки для формирования «трёхмерного» текстурированного вида.
Обычно в импасто художник идёт от общего (большие, плоские, тонко прокрашенные участки) к частному (мелкие, сложные детали). Используйте большую кисть для рисования пейзажей, мастихин для фона. Смешайте краску на палитре, наберите мастихином необходимое количество и нанесите на холст. Вы можете растушевать края больших цветовых пятен в импасто небольшой акварельной кистью или нанести штрихи небольшой плоской кистью с жёсткой щетиной.
Что рисовать?
Морские пейзажи хорошо даются в живописи импасто благодаря возможности создания эффекта морской пены и волн. Техника также хороша для передачи лепестков цветов и формы растений. Чтобы создать отдельные листья растений, аккуратно нанесите слой импасто, затем проведите по участкам заострённым концом старой кисти, чтобы получить отдельные листья или детали (техника, называемая сграффито). Вы также можете наносить длинные линии на поверхность краски, используя длинную акварельную кисть.
Как предотвратить смешивание цветов?
Нанесение большого количества влажной краски может привести к нежелательному смешиванию цветов. Чтобы этого не произошло, контролируйте свои движения кистью и учитывайте количество краски, чтобы получить области желаемого размера и объёма.
За какое время высохнет картина, написанная импасто?
Это зависит от многих факторов. Свинцовые белила, изумрудная зелёная или берлинская лазурь высохнут за двое суток. Синие оттенки красок как правило тоже высыхают довольно быстро, в летний период времени даже за неделю. Однако на высыхание крапплака или сажи может уйти три-четыре недели, особенно холодной зимой в условиях художественной студии. Разные области будут сохнуть быстрее или медленнее также в зависимости от густоты краски.
Советы по совершенствованию техники
Для создания «трехмерной» работы импасто нанесение краски прямо из тюбика может оказаться дорогостоящим занятием. Независимо от того, используете ли вы масляную или акриловую краску, стоимость материалов быстро возрастает, если выбрать только краску для достижения эффекта импасто. Вы можете создать картину импасто несколькими способами, например, накладывая краску толстыми мазками или добавляя краску на холст мастихином. Оба варианта являются эффективными способами нанесения густой краски, и многие художники считают, что лучший способ добиться трёхмерной текстуры — это накладывать толстые слои краски друг на друга.
Но использование одной лишь краски может привести к тому, что тюбики с краской закончатся довольно быстро. Как альтернатива – применяйте другие материалы в этой технике, а не только краску. Например, густую текстуру и консистенцию имеют и гелевые основы. При смешивании с гелем краска будет густой и более насыщенной.
Для загущения масляных красок подходят специальные основы импасто, которые часто изготавливаются из кремнезема, бентонита и молотого кальцита. Кроме того, такие материалы высыхают равномерно, не образуя трещин и складок. И краски много не тратится, но при этом вы увидите на картине желаемый объёмный эффект.
Средства олеопасто — ещё один вариант масляной краски, предназначенный для ускорения высыхания и придания краске большей густоты, позволяя ей не терять пигмент. Это средство очень похоже на традиционные средства импасто, но при высыхании оно становится матовым.
Полупрозрачный или прозрачный бисер можно также смешать с краской для эффекта импасто или для получения интересной текстуры.
Добавьте моделирующую пасту
Для художников, которые предпочитают не загущать краску, есть другой вариант: прежде чем наносить краску, создайте глубину и текстуру. Моделирующая паста может наноситься практически на любую поверхность, включая холст. Она идеально подходит для придания объёма поверхности картины ещё до того, как вы начнёте наносить краску.
Моделирующая паста представляет собой акриловое средство непрозрачного белого оттенка, которая при высыхании образует особое покрытие. Имейте в виду, что, поскольку средство белого цвета, оно осветлит цвет краски, которую вы нанесёте сверху. Такую пасту можно смешать с краской, чтобы загустить её, или дать ей полностью высохнуть, нанеся краску как верхний слой.
Дайте краске высохнуть
Многие художники испытывают затруднения при рисовании импасто масляной краской из-за жидкой консистенции краски. Гораздо легче добиться текстуры импасто, если ваша краска изначально гуще. Если у вас под рукой нет импасто, чтобы загустить краску, есть другие способы сделать это.
Один из вариантов — нанести большое количество краски за один раз. Хотя внешний слой высыхает быстрее, это может привести к растрескиванию или образованию трещин и складок.
Другой вариант — дать краске загустеть, прежде чем наносить её на холст. Добавьте краску в палитру и оставьте на день. Чем гуще краска, тем большей текстуры вы сможете добиться.
Если оставить краску нетронутой на палитре в течение дня или двух, часть масла естественным образом испарится из краски, что позволит получить консистенцию, похожую на шпаклёвку.
Ещё одна причина, из-за которой художники избегают живописи импасто, — это её особенно медленное время высыхания. Чем толще слои краски, тем дольше они сохнут. Сейчас доступны различные специальные средства, которые позволят ускорять высыхание текстуры. Обратите внимание, что температура и условия места нанесения краски также могут повлиять на время высыхания. Краска сохнет медленнее во влажных условиях, поэтому всегда лучше оставлять картины в сухом помещении с низкой влажностью. Масляные краски сохнут медленно и не в одинаковое время, поэтому условия в вашей студии или месте, где вы обычно рисуете, приобретают ещё более важное значение при создании картин в технике импасто.
Если вы хотите проверить свои навыки в рисовании импасто, вы можете сэкономить на материалах, просто рисуя на меньшей поверхности. Если вас больше всего беспокоит время высыхания текстуры, в краску можно добавить специальные средства, которые ускорят этот процесс. А если вы хотите сэкономить и деньги, и время, вы можете использовать различные средства, чтобы загустить краску.