ПРАВИЛЬНАЯ БУМАГА – ФУНДАМЕНТ РИСОВАНИЯ. РАЗБИРАЕМСЯ В РАЗНООБРАЗИИ ВИДОВ

В любом художественном магазине или магазине канцелярских принадлежностей можно потеряться в море разновидностей бумаги. Почему существует так много видов? Какую бумагу подобрать для своей творческой работы? Постараемся разобраться в этих вопросах и найти все ответы.
При выборе бумаги важна текстура её поверхности, особенно если вы планируете наносить несколько слоёв краски. Например, шероховатая поверхность хороша для акварели, полушероховатая – для карандашей, гладкая – для маркеров, а ультрагладкая – для механических карандашей (карандаши со сменными стержнями). Следует учитывать и плотность бумаги. Более плотная бумага «выдержит» больше слоёв краски, воздействие воды и подойдёт для различных техник рисования. В зависимости от того, какими инструментами рисования вы пользуетесь, следует помнить об основных типах бумаги. Так, уголь, графит, пастель и мелки лучше всего подходят для более шероховатой поверхности, тогда как гладкая поверхность бумаги подойдёт для маркеров, перьевых ручек, линеров, а также при частом пользовании ластиком.
Текстура бумаги - это главный аспект при её выборе. Текстуру бумаги определяют следующие факторы:
- наиболее важным является волокнистость массы для изготовления бумаги – древесная масса или хлопковая по-разному влияют на текстуру бумаги;
- объём волокнистой массы влияет на вес и плотность бумаги (например, многослойная бумага тяжелее обычной);
- важен и сам производственный процесс изготовления бумаги под горячим прессом с нагреванием массы (ультрагладкая бумага) или под холодным прессом без нагревания (гладкая).
ВИДЫ БУМАГИ
ГАЗЕТНАЯ БУМАГА
Эта бумага используется только для набросков/зарисовок будущей работы. Газетная бумага очень тонкая, содержит кислоту в своём составе и со временем желтеет. Для неё лучше всего подходят маркеры, графит, уголь, пастель, монохромный мел, цветные и масляные карандаши. Великие мастера живописи Микеланджело, Леонардо Да Винчи, Понтормо писали, так называемые, монохромы на бумаге из плотного состава.
БУМАГА ДЛЯ СКЕТЧИНГА/ЧЕРТЕЖЕЙ
Бумага для скетчинга обычно используется для творческих экспериментов. Многие художники делают свои зарисовки на бумаге скетчбуков, для которой подходят цветные карандаши, графит, мелки и уголь для рисования, монохромные мелки, а также масляные карандаши. Считается, что многие рисунки Ван Гога были сделаны на подобной бумаге.
БУМАГА ДЛЯ РИСУНКА И ГРАФИКИ
Бумага для рисунка плотнее по составу и качественнее, чем бумага для скетчинга. Не забудьте купить идеальные материалы для рисования на такой бумаге - это графит, уголь, масляная пастель, маркеры, тушь, перьевые ручки для рисования. Например, Рембрандт выполнил множество рисунков пером и коричневыми чернилами.
ДРЕВЕСНО-УГОЛЬНАЯ БУМАГА
Текстура древесно-угольной бумаги - 100% хлопок. Такой состав позволяет получить хорошие эффекты оттенков и лучше всего подходит для рисования углём, мелками для рисования, пастелью, графитом. Тканевое полотно из прошлого схоже по текстуре с такой современной бумагой. Жан Огюст Энгр делал прекрасные рисунки на тканых полотнах с зернистой поверхностью.
БУМАГА ДЛЯ ПАСТЕЛИ
Бумага для пастельной живописи имеет уникальную зернистую поверхность с одной стороны, а с другой - более гладкую. Как ясно из названия, такая бумага лучше всего подходит для пастели, угля, мелков для рисования, цветных карандашей (большинство художников, работающих с цветными карандашами, используют более гладкую сторону бумаги). Шероховатость бумаги также определяет, сколько слоёв пастели вы можете добавить в свою работу - более текстурированная поверхность бумаги выдержит больше слоёв, в то время как более гладкая - только несколько слоёв. Так, Эдгар Дега и Мэри Кэссетт любили использовать пастельную бумагу для своих работ.
БУМАГА ДЛЯ СМЕШАННЫХ ТЕХНИК
Относительно недавно производители стали создавать бумагу, которая подходила бы для разных техник рисования. Так появилась бумага смешанного типа с плотным составом, но более гладкой поверхностью по сравнению с акварельной бумагой. Благодаря своим свойствам бумага для смешанной техники рисования может выдерживать как сухую, так и влажную среду. Купите графит, цветные карандаши, маркеры, акриловые и акварельные краски, гуашь, перо и тушь, уголь, мелки для рисования, пастель, гелевые ручки, лайнеры, чернила для каллиграфии и многое другое для рисования на такой бумаге.
ТОНИРОВАННАЯ БУМАГА
Тонированная бумага – лучший выбор для работы с широким диапазоном оттенков от светлых до тёмных, позволяет легче создавать тени и блики на рисунке, применять графит или белые карандаши для эффектов цветовых переходов.
БУМАГА ДЛЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
Бумага для масляной живописи - это льняная текстурированная бумага, которая подходит не только для масляных красок, но и для рисования графитом и углём.
АКВАРЕЛЬНАЯ БУМАГА
Акварельная бумага - одна из самых широких категорий бумаги с множеством видов текстуры и плотности. Покупая бумагу для акварели помните, что она бывает трёх типов в зависимости от разновидностей процессов её изготовления: горячего прессования, холодного прессования и без прессования. Бумага горячего прессования имеет гладкую поверхность и подходит для работы с мелкими деталями, для рисования пером и графитом. Бумага холодного прессования имеет полушероховатую поверхность, подходящую для детализированной работы и широких мазков краски. На шероховатой бумаге, созданной методом без прессования, преобладает крупнозернистая фактура, она хорошо выдерживает воздействие влаги, подходит также и для рисования пастелью и углём. Рекомендуемые материалы для акварельной бумаги - графит, акварель, гуашь, акварельные карандаши, цветные карандаши, жидкий акрил, мелки для рисования.
Выбирайте подходящий для вашего творчества вид бумаги и создавайте шедевры!