ПОДБОР ЦВЕТОВ В НАБОР ДЛЯ ПАСТЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

ПОДБОР ЦВЕТОВ В НАБОР ДЛЯ ПАСТЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

Будь то пленэрная живопись или живопись в студии, тщательное планирование делает процесс написания картины быстрым и более результативным. Заранее подобрав палитру, вы сможете лучше контролировать цветовую гармонию и общее настроение будущей работы. Учитывая то, что в пастели вы не сможете работать, имея всего 3 цвета, как, например, в акварели, ваша палитра должна состоять из всех основных цветов с не менее чем тремя-четырьмя оттенками каждого из них (как холодных, так и теплых тонов).

Наборы готовой пастели бывают разного размера: от маленьких по шесть мелков пастели до больших деревянных коробок, охватывающих широкий цветовой ассортимент. Если вы только начинаете работать с пастелью, попробуйте приобрести небольшой набор или несколько отдельных мелков, чтобы протестировать диапазон мягкости/твердости этого художественного материала. Если же вы настроились всерьез заняться пастельной живописью, вам понадобится набор из 30–40 мелков. Для портретов или пейзажей, нарисованных в этой технике, можно подготовить целевую подборку пастели, начиная с 10 цветов средних тонов.

Лучше всего делать выбор цветов самостоятельно, учитывая задуманный дизайн и композицию, детали, которые вы бы хотели включить в картину, настроение или эмоции, которые вы хотите передать, будет ли ваша картина яркой или сдержанной в цвете. Не забывайте о характерных особенностях пастели – непрозрачность и удивительная бархатистость.

Почему следует ограничить свой выбор пастельных цветов

Не стоит поддаваться соблазну иметь в наличии сразу широкий спектр доступных цветов – это самая распространенная ошибка тех, кто решает работать с пастелью. Вначале ознакомьтесь на практике, как пастель будет вести себя на бумаге, как разные оттенки работают друг с другом, и, что самое важное, усвойте навыки понимания цвета. Подобрать индивидуально цветовую палитру пастели лучше, чем покупать готовый набор.

Ограничьте выбор диапазоном теплых и холодных оттенков из основных и вторичных цветов, а также несколькими коричневыми (земляными), черным и белым. Вам также понадобится несколько светлых и темных версий этих цветов, чтобы получить диапазон тонов для живописи. В идеале должно быть три разных тона в цветах (светлый, средний и темный), но оттенки желтого цвета, например, бывают только светлых и средних тонов.

Оптимальный набор – это наличие натуральных цветов: синего, зеленого и серого теплых и холодных тонов, а также белый, черный, темно-зеленый, фиолетовый, синий и несколько светло-желтых и синих оттенков.

В процессе подбора палитры попробуйте ответить на такие вопросы:

- Помогут ли выбранные цвета передать настроение картины?

- Как цвета будут взаимодействовать друг с другом, если разместить их рядом? Будут ли они гармонично смотреться?

Чтобы протестировать цвета, используйте образец той же шероховатой бумаги или картона, на которой будете рисовать.

Определение оттенков пастельных цветов, от светлого до темного

Каждый цвет пастели доступен в диапазоне оттенков, от светлого до темного. Первый шаг в составлении собственного набора — выбрать один из следующих цветов:

- теплый красный, холодный красный;

- оранжевый;

- холодный желтый;

- теплый зеленый, холодный зеленый;

- холодный синий, теплый синий;

- холодный фиолетовый и теплый фиолетовый.

Но как выбрать, столкнувшись с таким количеством вариантов? Пастели выпускаются в различных оттенках. Большинство производителей имеют базовый набор цветов, а затем ряд более светлых и более темных оттенков одного цвета. Их можно определить по кодовому номеру пастели. Начните с выбора второго или третьего самого темного оттенка из любых цветов, перечисленных выше – это позволит подобрать вам индивидуальный набор из 10 пастельных мелков средних тонов.

Добавьте светлые и темные оттенки в палитру

Производители пастели обычно создают более светлые оттенки, добавляя каолин или мел в пигментную смесь. Темные оттенки создаются при помощи добавления в состав «черных» пигментов, таких как технический углерод. Дополните базовый набор из десяти ранее подобранных оттенков светлыми и темными версиями тех же цветов. Как это сделать? Для темного тона подберите самую темную пастель из той же цветовой группы, что и средний тон, а для светлого - самую светлую или вторую по светлоте из группы. Таким образом у вас будет готова подборка из более 20 пастельных мелков.

Выбор землистых оттенков

В пастельной палитре стоит иметь теплый и холодный оттенки землистого коричневого, а также его более светлые и темные версии. При выборе подойдут желтая или золотая охра и жженая сиена. Если вам нужен более широкий диапазон землистых цветов, рассмотрите натуральную умбру или индийский красный.

Необходимость в черных и белых цветах

Черный – очень интенсивный цвет, поэтому скорее всего вы будете использовать его редко. Однако он пригодится в тех случаях, когда необходимо придать последний контрастный штрих некоторым темным оттенкам. Белая пастель наоборот будет более полезна, особенно для создания бликов. Наконец, подберите пару мелков серых оттенков – теплый и холодный варианты.

Партнеры проекта