
Партнерская номинация конкурса «Лучший учитель»: интервью с победительницей

В сезоне 2023 впервые объявлен победитель партнерской номинации конкурса - «Вклад в развитие творческого потенциала детей». Спонсор и идейный вдохновитель этой части проекта – компания «Лео» - товары для детского творчества. Лариса Владимировна Дьяченко, учитель изобразительного искусства и технологии из города Баксан Кабардино-Балкарской Республики (СОШ №6 им. М.Ю. Лермонтова), заняла 1 место в данной номинации. Мы поговорили с педагогом и узнали много интересного про творческое развитие детей.
— Лариса Владимировна, расскажите про Ваш предмет - чем нравится и почему выбрали именно его?
— С раннего детства моим любимым видом деятельности было рисование. Учась в школе – всегда оформляла стенгазеты, украшала доклады, тематические альбомы. Интересный и таинственный мир искусства привлекал мое внимание. Да, и с профессией педагога я была знакома с детства: мои бабушка и мама тоже были учителями. Наверное, в выборе профессии сыграли свою роль опыт работы моей мамы, ее ответственное отношение к делу, к своему предмету (математике), ее стремление дать знания всем ученикам, и моя безграничная любовь к искусству, к творчеству.
Я очень люблю свой предмет, и считаю, что он не менее важен, чем остальные. Все дисциплины, которые дети изучают в школе, важны. Но предмет «изобразительное искусство» – это особенный урок, потому что его самой главной задачей является формирование нравственно-чувственной сферы ребенка, воспитание эстетической восприимчивости к окружающему миру, развитие творческих способностей.
— А почему технология вошла в предмет Ваших интересов?
— Второй преподаваемой дисциплиной в моей педагогической деятельности стала технология, причем у мальчиков. Этот предмет сложный, но и интересный, т.к. содержит много специальных технологических терминов и формулировок. Это также и основы черчения, и выполнение практических работ из конструкционных материалов.
— Что для Вас основное в Вашей работе? Что нравится больше всего?
— Изобразительное искусство и технология мне нравятся потому, что на этих уроках я могу показать детям, как красив наш мир, природа; могу научить видеть и понимать красоту труда, красоту работ, созданных руками народных мастеров и мастеров изобразительного искусства. В классе я могу помочь детям развить в себе творческую личность, уверенность в себе, умение преодолевать трудности, добиваться лучшего результата. В этом смысле согласна со словами французского скульптора Огюста Родена, что «мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».
— Расскажите о Вашем проекте, который подавали в рамках конкурса «Лучший учитель».
— О конкурсе, проводимом компанией «Комус», я узнала случайно. Прочитала положение о конкурсе и мое внимание привлекла номинация «Вклад в развитие творческого потенциала детей». Внимательно разобравшись с требованиями к заполнению заявки, я решила рассказать о своем опыте работы в данном направлении.
В своем проекте я делюсь технологиями, методами и способами работы по формированию и развитию творческого мышления у школьников. В качестве примеров привожу проводимые мной интегрированные уроки: ИЗО + технология, ИЗО + музыка, ИЗО + музыка + технология. Итогом этой работы стало педагогическое пособие «Интегрированный урок в контексте ФГОС. Разработки интегрированных уроков».
Обязательно на своих уроках использую региональный компонент, задачами которого являются воспитание гражданина России, изучение особенностей декоративно-прикладного искусства родного края – Кабардино-Балкарии; развитие творческих способностей учащихся средствами региональной художественной культуры.
Развитию творческого мышления учащихся способствует и проектная деятельность на уроках ИЗО и технологии. При этом, использую как метод выполнения проектов в творческих группах, так и индивидуальные проекты.
Важной частью моей работы является внеурочная деятельность: это работа кружка «Разноцветный мир». На занятиях предоставляю ребятам возможность выбора темы задания, художественной формы, художественных средств выразительности. Для создания рабочей творческой атмосферы я использую пространство кабинета. Работы учащихся помогают детям ощутить и понять красоту, созданную сверстниками. Коридоры нашей школы также украшают творческие работы учащихся. А тематические выставки работ учеников являются итогом поурочной и внеурочной деятельности по ИЗО и технологии.
— Почему решили заняться именно этой темой?
— В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на воспитание личности активной, творческой. Поддержка творческих, талантливых детей – важнейшая задача современной школы. Работа в этом направлении имеет практическую значимость в области современной педагогики. Творчество – это всегда создание чего-то нового, ценного, не только для одного человека, но и для других.
Творческие способности – это индивидуальные качества личности ребенка, которые определяют успешность выполнения им деятельности различного рода. Предметы изобразительного искусства и технологии, в первую очередь, направлены на формирование современной креативной нестандартно мыслящей личности.
— Как оцениваете свои результаты?
— Конечно, в работе учителя не бывает все гладко. Случаются такие моменты, когда слышишь от детей: «Зачем нам нужно ИЗО?», «Папа сказал, что ИЗО неважный предмет», «Я не умею рисовать, я не художник». И это все отголоски прошлого воспитания взрослых, которые не получили нужных знаний об искусстве и понимания всей важности данного предмета. И всякий раз я продолжаю доказывать и показывать на примерах из жизни выдающихся художников, на примерах развития нашего общества необходимость и важность ИЗО. Но, конечно, все-таки больше в моей работе положительных моментов и отличных результатов – это вдохновляет, и дает силы развиваться и двигаться дальше. Когда мои ученики занимают призовые места на конкурсах и олимпиадах, когда дети (особенно ученики начальной школы) радостно бегут ко мне навстречу, когда во время объяснения и показа на классной доске рисунка, видишь восхищенные взгляды ребят, когда ты можешь показать, как сделать, казалось бы, сложную работу легкой и волшебной. И когда случайно при встрече бывшие выпускники говорят: «Спасибо, мне пригодились Ваши знания. Вы мне помогли, меня научили». Для меня это лучшая оценка, значит, мой труд был ненапрасным.
— Какие планы на этот школьный сезон? Работаете ли над чем-то еще со своими учениками?
— В настоящее время даю уроки, готовлю детей к школьным и городским олимпиадам по МХК, ИЗО и технологии, к различным конкурсам. Например, ученики приняли участие в городском конкурсе «Новогодние чудеса», получили призовые места. С ребятами 7-х классов работаем над большим проектом по ИЗО «Цвет в архитектуре. Цветовое решение микрорайона города». Сама продолжаю активно развиваться, участвовать в различного рода мероприятиях, конкурсах, мастер-классах. В этом году активно провожу мастер-классы сама, не только для учеников, но и для коллег-учителей. В настоящий момент готовлюсь к региональному этапу конкурса «Сердце отдаю детям», благодаря успешной победе в муниципальном этапе.
— Планируете ли участвовать в новом сезоне конкурса «Лучший учитель»?
— Думаю еще поучаствовать в конкурсе, но возможно в другой номинации. Еще раз хотелось бы поблагодарить организаторов конкурса «Лучший учитель» за работу по данному проекту, за прекрасные подарки. Директор организовала кофе-брейк для нашего коллектива, с удовольствием насладились вкусом ароматного кофе из подаренной кофе-машины для школы!