КАК РЕСТАВРАТОРЫ ВОЗВРАЩАЮТ К ЖИЗНИ МИРОВЫЕ ШЕДЕВРЫ

КАК РЕСТАВРАТОРЫ ВОЗВРАЩАЮТ К ЖИЗНИ МИРОВЫЕ ШЕДЕВРЫ

Искусство - самая увлекательная сфера деятельности человека. Творческие личности объединяют любовь к культуре и желание поделиться своими знаниями и художественным опытом с окружающими. В каждой галерее, в каждом музее, над каждой выставкой работает команда преданных своему делу людей, которые открывают для всех удивительный и прекрасный мир искусства.

Одни из таких профессионалов – реставраторы, люди, которые помогают восстанавливать и сохранять произведения искусства, чтобы их красота не была утрачена. Работа реставратора так же разнообразна, как и само искусство.

История реставрации насчитывает столетия, а её миссия остаётся неизменной – обеспечить сохранность произведений искусства. Знаменитые фрески Сикстинской капеллы Микеланджело были впервые отреставрированы ещё в 16 веке из-за повреждений, нанесённых водой. В 2015 году двенадцатилетний мальчик потерял равновесие и нечаянно прорвал дыру в картине итальянского художника Паоло Порпора «Цветы», написанной маслом в стиле барокко и стоимостью в 1,5 миллиона долларов. Знаменитая работа Рембрандта «Ночной дозор», представленная в Государственном музее Амстердама, была трижды умышленно подвергнута вандализму. Дважды спасённая фреска «Воскресение» (1465 г.) Пьеро делла Франческа и роспись «Тайная вечеря» (1546 г.) Леонардо также подвергались разрушительному воздействию влажной среды и были спасены реставраторами. Таких примеров в мировом искусстве множество. Современные достижения в области реставрационных технологий привели к разработке безопасных и эффективных подходов к сохранению и восстановлению повреждённых работ.

Доброкачественности исполнения и прочности произведений искусства в старину придавалось большое значение, поэтому дошедшие до нас шедевры имеют хорошую сохранность даже спустя сотни лет. Так, живописцы прошлого изучали свойства применяемых материалов, сами изготавливали их и проверяли на практике. Они тщательно перетирали красящие вещества со связующими маслами, приготовляли лаки и составляли грунтовые составы для различных основ (например, для холста или дерева).

Вот пример одного из рецептов приготовления масла для красок от самого Леонардо да Винчи: грецкие орехи очищались от скорлупы, замачивались в воде для снятия кожицы и после промывки перемешивались до образования однородной массы белого цвета, которая выставлялась на солнце. Всплывшее ореховое масло собиралось, отжималось и снова надолго выставлялось в сосудах на солнце для отбеливания и уплотнения.

Современные художники не могут пользоваться красками древних по очевидным причинам - их состав утрачен и не поддаётся анализу, да и техника живописи сейчас иная. Однако с того времени, когда материалы для живописи или скульптуры стали производиться на фабриках и когда появилась возможность приобрести их, отпала необходимость вникать в их свойства. И если качество изготавливаемых художественных материалов непрерывно улучшается, то слабые знания технологий их применения часто создают проблемы, особенно начинающим. Поэтому без знаний свойств применяемых техник нельзя быть уверенным, что созданные в наше время произведения искусства просуществуют долго без изменений даже при использовании высококачественных материалов.

Такими знаниями обладают современные реставраторы, которые восстанавливают повреждённые временем произведения искусства. Давайте заглянем в их мастерскую и познакомимся с принципами их работы.

Если на произведении мастера появляются признаки старения или повреждения, перед реставраторами стоит непростая задача устранить их и сохранить первоначальный вид картины, антикварной мебели, скульптуры. Существует множество различных видов художественной реставрации, охватывающих широкий спектр культурных объектов, от живописи до архитектуры.

Вот несколько задач реставратора:

- устранение внешних повреждений: например, устранение волнообразных складок на холсте или его провисание. В таком случае картину помещают на время в помещение с нормальной температурой и влажностью, и, если деформации не устраняются, то осторожно, чтобы не повредить грунт и красочный слой, пробуют подбить клинки подрамника для перетяжки. Если есть гвозди, то их аккуратно вынимают, расправляют гофрированный участок холста и снова забивают гвозди. Иногда приходится применять температурное проглаживание складок быстрыми движениями. Это возможно только в случае прочного красочного слоя без трещин;

- удаление влаги или плесени;

- обновление цвета или деталей;

- очистка от видимых загрязнений: загрязнённые участки очищают влажным тампоном из ваты, и место промывки сразу быстро вытирают сухим тампоном. Такая очистка возможна только при отсутствии трещин на красочном слое. Осторожно применяются специальные растворители, чтобы не повредить лак, которым покрыта картина. Если загрязнение расположено под слоем покровного лака, то лак необходимо удалить;

- снятие лака: поверхность протирают ватой, пропитанной специальными смесями растворителей на скипидарной основе. В этой сложной операции необходимо постоянно следить за тем, чтобы не затронуть красочный слой, а при рельефной поверхности картины применяют даже специальные инструменты;

- покрытие лаком: лакировка поверхности картины выполняется спустя год после полного высыхания красок;

- восстановление первоначального вида: это самая ответственная работа, требующая не только научных знаний о художественных материалах и большого опыта реставрационных работ, но и знание самого искусства того времени, когда создавалось реставрируемое произведение.

Для изучения основ реставрации и получения навыков необходимо закончить художественный колледж или училище. Как правило, начинающие художники-реставраторы обучаются на практике у более опытных реставраторов.

В Москве действует несколько частных и государственных реставрационных мастерских, готовых оказать услуги и любителям, и профессионалам. Одна из старейших организаций - Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Игоря Грабаря, основанный в начале прошлого века. Центр до сих пор готовит квалифицированные кадры в сфере реставрационных работ широкого диапазона, включая живопись, предметы прикладного искусства, скульптуру. Ещё одна крупная профессиональная организация с филиалами в нескольких городах страны – Союз реставраторов России, на базе которого действует центр профессиональной подготовки. Столичный Научно-исследовательский реставрационный центр также имеют многолетнюю историю сотрудничества с ведущими российскими музеями. Единственное высшее учебное заведение в России исключительно реставрационного профиля – это Институт искусства реставрации, специалисты и студенты которого принимают участие в проектах по реставрации объектов культурного наследия.

Реставраторам часто приходится творчески подходить к своей работе, анализировать и оценивать степень повреждения, подробно изучить стиль того или иного мастера, определять лучший способ «реанимации» работы и степень риска ухудшения исходного качества, а также подбирать эффективные и безопасные для столь деликатного процесса материалы. На изучение методов воссоздания мельчайших фрагментов или деталей работы могут уйти годы.

По мере того, как произведения искусства продолжают «стареть», реставрация остаётся жизненно важным инструментом для обеспечения их доступности широкой публике и поддержки долговечности самих художественных творений. Во многом от этих условий зависит и ценность работ для коллекционеров.

Партнеры проекта