«ХУДОЖНИК – ТВОРЕЦ НОВЫХ ФОРМ В ЖИВОПИСИ». РЕТРОСПЕКТИВА ИВАНА КУДРЯШОВА В ТРЕТЬЯКОВКЕ НА КРЫМСКОМ ВАЛУ
В конце мая в залах Третьяковки на Крымском Валу открылась ретроспективная выставка художника Ивана Кудряшова (1896-1972 гг.), соратника Казимира Малевича и стойкого авангардиста прошлого века. Выставка приурочена к 125-летию со дня рождения всемирно известного мастера и впервые представляет его работы в исторической перспективе из собраний отечественных и зарубежных музеев и частных собраний.
В революционные годы Иван Кудряшов активно включился в экспериментальные поиски новых форм беспредметной живописи и работал в художественных мастерских Казимира Малевича. Стране необходимо было создавать новую систему художественного образования, и в 1920 Иван Кудряшов, как и многие художники того времени, был командирован в Оренбург для организации отделения художественных мастерских. Казимир Малевич и Эль Лисицкий в это же время создают в Витебске художественное объединение «Утвердители Нового Искусства» (Уновис), филиал этого объединения в Оренбурге возглавил Иван Кудряшов. Вокруг художника сложился круг единомышленников, поддерживающий новаторские идеи в живописи.
В 1921 году Кудряшов возвращается в Москву и продолжает смело экспериментировать с объемно-пространственными структурами и световыми эффектами, создавая невероятные космические композиции. Участвует во многих выставках и входит в различные художественные объединения (общество станковистов и др.), но в 1939 году был исключен из Московского союза художников за «формализм». В годы Великой Отечественной войны Иван Кудряшов был призван на фронт, тяжело ранен и получил инвалидность, а в послевоенные годы работал художником-оформителем. Единственная прижизненная небольшая выставка работ Ивана Кудряшова состоялась в Париже в 1970 году.
Международный музейный проект работ Ивана Кудряшова в Третьяковской галерее – важнейшее событие художественной жизни столицы, настоящее открытие одного из самых удивительных художников плеяды мастеров русского авангарда.
Уже на буклетах и плакатах к выставке звонким аккордом света и цвета встречает посетителя стремительная «Конструкция прямолинейного движения». Хочется как можно скорее рассмотреть этот шедевр цветовой гармонии - здесь только прямые линии и кристаллические формы, сверкающие гранями и уходящие по диагонали в тёмные глубины пространства. Чтобы избежать малейшего искривления строгих линий, холст натянут не на подрамник, а наклеен на твердый картон. Все элементы композиционно распределены в точно вывереннных направлениях и диагонально устремлены снизу вверх в едином строгом движении. Торжеством света воодушевляет эта картина всех входящих в зал, где представлены полотна и графические работы Ивана Кудряшова из серии «Конструкции прямолинейного движения».
Если сравнивать эту работу с композицией 1923 года этой же серии, которая размещена рядом, свет на этой картине в таком же диагональном движении освобождается от тяжеловесных и неуклюжих плоскостей футуризма и устаревшего кубизма, уносится вверх и, достигнув границ картины, пытается вырваться за её рамки в неизведанные миры. Уже слышны победные фуги органа, но диагональ еще тяготеет к горизонтали прошлого, от которого полностью освобождена более поздняя работа, о которой мы говорили выше. Кудряшов даже вытянул формат картины по вертикали, чтобы усилить победный гимн нового. Нет сомнений, что художник экспериментировал со звуками в живописи и стремился дополнить свои картины музыкальным звучанием.
В это же время художник параллельно работает над аналогичной серией «Конструкции криволинейного движения». Картины и графические работы этой серии тоже представлены на выставке. Они так же цветомузыкальны, так же стремительна динамика их круговых вращений и спиральных движений, и они тоже излучают яркую гармонию цвета и света. Не менее эффектны композиции, объединяющие прямолинейные и криволинейные движения, с которыми тоже можно встретиться на выставке.
«Свет является главным формулирующим началом» - декларирует автор. Таинственное свечение, исходящее из полотен Ивана Кудряшова, особенно впечатляет и завораживает в великолепной работе «Свечение/Люминесценция» (1926) из собрания музея современного искусства греческого города Салоники.
Осваивая структурированное пространство, наполненное световыми потоками, Кудряшов исследует и создаёт космические композиции, выразительно показывающие размышления художника о мироздании и его восприятие пространственных конструкций в движении миров. На выставке представлена пространственная живопись и «космизм» Кудряшова из собрания государственного музея имени Савицкого Нукус (Узбекистан).
Вместе с картинами Кудряшова в залах экспонируются и интересные работы его сподвижников по супрематизму и конструктивизму (Эль Лисицкого, Ивана Клюна и др.).
Специальный раздел выставки посвящён классическому раннему супрематизму и наиболее значительному, хорошо известному супрематическому проекту оформления первого советского театра в Оренбурге, выполненному Кудряшовым в 1920-21 гг. Эскизы росписей были выполнены смешанной техникой (живопись и коллажи) и являются ярким примером использования методов супрематизма в декоративной утилитарной форме. Эскизы были одобрены жюри конкурса, но, к сожалению, так и не были реализованы. Макет-реконструкция на выставке даёт представление о том, как могли бы выглядеть зал театра, ярусы, стены фойе и занавес.
На выставке экспонируется много документов эпохи супрематизма – плакаты, материалы Уновиса, издания и черновики основоположников.
Выставка открыта до 22 августа 2021 года. По билету также можно посетить постоянную экспозицию галереи - искусство XX века, где представлены «Купание красного коня» Петрова-Водкина, две версии «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, работы Марка Шагала и других художников начала прошлого века.