Дистанционное обучение: интервью с победительницей

Дистанционное обучение: интервью с победительницей

Дистанционные форматы обучения уже закрепились в нашей действительности, прочно заняли свое место. В рамках номинации «Дистанционное обучение - новые подходы и методики» в конкурсе «Лучший учитель» мы отмечаем наиболее перспективные и интересные находки. Так, победительница сезона 2023 – учитель математики Светлана Сергеевна Кузина (МБОУ «Школа № 5» г. Дзержинска Нижегородской области) использует на уроках отечественные цифровые платформы, в том числе применяя технологии искусственного интеллекта. Мы поговорили с ней, чтобы узнать подробнее о полученных результатах.

— Светлана Сергеевна, расскажите подробнее о Вашем проекте, который подавали в рамках конкурса «Лучший учитель».

— Мой проект - Урок «Признаки делимости натуральных чисел» обобщил новые подходы и методики дистанционного образования. В последние годы было создано много цифровых инструментов, которые позволяют сделать качественные дистанционные уроки по разным предметам. На примере урока математики для шестиклассников я показала способы эффективного использования таких цифровых инструментов, как онлайн-доска, учебный чат «Сферум», искусственный интеллект от Яндекса, «Примерочная профессий». Я считаю важным включать в уроки профориентационные задачи. Это позволяет ребятам находиться в непрерывном профориентационном процессе, увидеть взаимосвязь учебной дисциплины и существующих профессий.

— А чем помогают Вам эти сервисы? Как Вы их используете?

— Использование учебного чата позволяет сделать урок интерактивным, организовать групповую работу, которая так необходима для развития коммуникативных навыков учащихся. Более того, использование отечественного чата «Сферум» позволяет сделать общение школьников на уроке безопасным и исключить присутствие в чате постороннего, ведь подключение к чату происходит через учебный профиль. Работа с нейросетью Яндекса позволяет заинтересовать детей, делает увлекательным процесс взаимной проверки знаний по пройденной теме. Методы и приемы, описанные в моем проекте, могут быть адаптированы для дистанционного урока разных учебных предметов.   

— Почему решили заняться именно этой темой?

— Дистанционное обучение позволяет людям из удаленных регионов и тем, кто по каким-либо причинам не может посещать традиционные классы, получить качественное образование. Это особенно актуально для тех, кто живет в малонаселенных или отдаленных районах, а также для людей с ограниченными возможностями. Не стоит забывать и о том, что в современном мире не редко стали возникать ситуации, при которых традиционная форма урока не может быть реализована. В качестве примера можно взять пандемию, из-за которой в 2020 году дистанционное образование было единственно доступной формой обучения. 

— На чем, по Вашему мнению: должно строиться дистанционное обучение? Как заинтересовать учащихся и привлечь к активной работе без личного контакта?

— По моим наблюдениям, большинство дистанционных уроков построено на индивидуальной работе учащегося с образовательным материалом. Хотя групповая работа имеет ряд неоспоримых преимуществ над индивидуальной: она способствует развитию навыков общения и сотрудничества, что может помочь учащимся лучше адаптироваться в реальной жизни. Также групповая работа может быть более интересной и привлекательной для учащихся, что способствует повышению их мотивации к обучению. Создание дистанционных уроков, позволяющих качественно организовывать групповую работу, является, на мой взгляд, актуальным направлением развития образования.

— Как оцениваете свои результаты в конкурсе «Лучший учитель»?

— Полученный результат превзошел мои ожидания. Я рада, что моя инициатива получила такую высокую оценку жюри. Надеюсь, что проект будет полезен для коллег со всей России и поможет повысить качество дистанционных уроков. Руководство школы всегда поддерживает мои инициативы, за что я очень благодарна.  

— Что для вас основное в вашей работе? Что нравится больше всего?

Я считаю, что моя главная задача — научить учеников любить и понимать математику. Я получаю удовольствие от того, что помогаю им развивать свой потенциал и решать сложные задачи. Мне нравиться общаться с моими учениками и наблюдать за их успехами.

— Чем Вам нравится Ваш предмет?

— Немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс считал математику царицей наук. Как учитель математики, я могу сказать, что этот предмет является одним из самых важных и интересных в школьной программе. Действительно, без крепких знаний математики невозможно представить качественное изучение как минимум половины школьных предметов. Математика помогает развивать логическое мышление, умение анализировать и обобщать информацию, а также способствует формированию научного мировоззрения.

Кроме того, математика является универсальным языком, который позволяет описывать и изучать различные явления и процессы в природе, технике и обществе. Знание математических законов и методов позволяет решать множество практических задач, таких как расчет конструкций, анализ финансовых операций, прогнозирование погоды и многое другое.

В целом, я люблю математику за ее точность, ясность и красоту. Каждый раз, когда я решаю сложную задачу или объясняю ученикам новый материал, я чувствую удовлетворение от того, что мои знания и опыт помогают им развиваться и достигать новых высот.

— Какие планы на этот школьный сезон? Работаете ли над чем-то еще со своими учениками?

В этом учебном году я выпускаю девятиклассников. Для меня, как для классного руководителя выпускного класса, важно, чтобы ребята нашли профессию по душе, смогли приносить пользу стране и обществу. Сейчас мы активно работаем над профориентационными проектами. 

— Планируете ли участвовать в новом сезоне конкурса «Лучший учитель»?

Пока сложно сказать о планах на новый сезон. Участие в конкурсе стало для меня отличной возможностью для профессионального роста. Я благодарна организаторам конкурса и членам жюри за предоставленную мне возможность.

Партнеры проекта