БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Живопись – это одна из самых творческих форм самовыражения, однако многие художники забывают, что работа с художественными материалами может быть небезопасной для здоровья при неправильном использовании некоторых материалов. Применение таких материалов может быть сопряжено с определёнными рисками, поэтому важно принимать надлежащие меры предосторожности для личной защиты.
Знай свои материалы
Первый совет — это знать состав своих материалов. Художники имеют дело с рядом химических материалов, с которыми наш организм не сталкивается в обычной жизни. Возьмём, к примеру, рекламные объявления начала 20-го века на открытых кирпичных фасадах. Многие из этих настенных росписей до сих пор сохранились в разных странах потому, что художники использовали при создании таких афиш очень прочные материалы, которые долго держались при любой погоде, а именно - краску на основе свинца. Не зная о рисках, связанных с этим материалом, некоторые из этих художников пострадали и даже умерли от отравления свинцом. Подобные истории произошли и при использовании художниками буры, негашёной извести и даже асбеста.
Многие опасные материалы по-прежнему отлично подходят для живописи. Художники часто не подозревают, что используемые ими материалы могут содержать токсичные ингредиенты и даже быть под запретом для потребительских товаров. Так, свинец был запрещён в составе красок для стен, но по-прежнему используется в красках и чернилах для художников. Применение свинцовой краски не разрешено в некоторых странах, и продолжаются споры, следует ли полностью исключить её из состава художественных материалов.
Ключевым моментом в работе с художественными материалами является внимательное изучение их состава, осознание рисков, которые они представляют, и принятие соответствующих мер предосторожности. В большинстве случаев от вредных последствий вас спасут защитные очки, маски и резиновые перчатки.
К сожалению, для художников прошлых веков их студии не были такими безопасными, как сегодня. Например, известно, что Рубенс, Ренуар и Дюфи страдали ревматоидным артритом, а Пауль Клее страдал склеродермией. Обе эти болезни связаны с воздействием на организм токсичных тяжёлых металлов (например такими как кадмий), содержащимися в красках, использовавшихся для усиления яркости цветов в картинах.
Безусловно, сегодня художники лучше осведомлены о материалах, с которыми они работают - благодаря доступной информации по вопросам безопасности. Однако было бы наивно полагать, что проблема с соблюдением правил безопасности при применении художественных материалов полностью исчезла.
Знайте, как хранить материалы
Совет номер два: знайте, как хранить ваши художественные материалы. Многие краски, герметики, лаки, глазури и фиксаторы либо находятся под давлением и, следовательно, могут воспламеняться при определённых условиях, либо выделяют вредные пары. Если они не хранятся должным образом (как правило, в прохладном и хорошо проветриваемом помещении вдали от других материалов), существует вероятность возникновения несчастного случая.
Та же логика применима и к утилизации подобных материалов. Промасленные тряпки являются одним из главных виновников пожаров в художественных мастерских. Художники не всегда думают, что куча использованных тряпок может быть опасна, но пары от краски смешиваются и могут воспламениться. Такие использованные ткани следует хранить в герметичных металлических контейнерах до тех пор, пока вы от них не избавитесь: либо их утилизируя, либо дав им высохнуть на открытом воздухе в прохладном месте без прямого воздействия солнечных лучей.
Общие риски
Художественные материалы могут по-разному воздействовать на организм. Существует три основных пути проникновения: вдыхание, проглатывание и контакт с кожей.
- Вдыхание: наиболее распространённый путь попадания инородных веществ в организм - это через пары, пыль, газ. Вещества могут навредить тканям вашего носа, рта и верхним дыхательным путям, лёгким или даже попасть в кровоток и затем проникнуть в другие органы тела. В акварельных, акриловых и масляных красках могут содержаться тяжёлые металлы и канцерогены, которые человек вдыхает при работе с такими красками.
- Проглатывание: вещества могут быть случайно проглочены через загрязнение пищи, напитков, рук. Эти вещества могут поражать полость рта, горло и/или желудок или также всасываться в кровоток.
- Контакт с кожей: химические вещества в красках и других художественных материалах могут воздействовать на естественные защитные барьеры кожи или разрушать их, повреждая саму кожу и позволяя токсичному составу попадать в кровоток.
Что вы можете сделать, чтобы защитить себя
- Читайте состав на этикетках перед покупкой материалов.
- Покупайте художественные материалы, произведённые компаниями, которые используют безопасные стандарты.
- Избегайте использования опасных токсичных материалов.
- Хорошо проветривайте помещение в процессе работы или рисуйте на открытом воздухе. Это правило особенно важно при использовании лаков-спреев и иных распылителей.
- Не ешьте и не пейте рядом с художественными принадлежностями, которые выделяют вредные для здоровья пары.
- Используйте соответствующее защитное оборудование, включая респираторы, перчатки и защитные очки.
- Всегда тщательно мойте руки после того, как закончите рисовать.
- Замените токсичные материалы, которые вы используете, и «будьте экологом» настолько, насколько это возможно. Подумайте об опасном воздействии этих материалов на окружающую среду.
- Ваша кожа не является защитным барьером. Поэтому, во что бы то ни стало, сделайте всё возможное, чтобы свести к минимуму воздействие на кожу любых художественных материалов - носите одноразовые перчатки.
10. Как художник, вы несёте ответственность за применяемые вами материалы. Постарайтесь хранить ваш художественный инвентарь в недоступном для детей и ваших домашних питомцев