ТЕХНИКИ СМЕШИВАНИЯ КРАСОК
Цвета красок предлагают так много различных возможностей и нюансов в живописи, что художник может потратить очень много времени на изучение теорий цвета и техник смешивания. Именно техники смешивания оттенков зачастую могут показаться новичкам сложными для изучения, однако их можно свести к нескольким фундаментальным рекомендациям, которые помогут понять, как цвета работают и взаимодействуют друг с другом. Худший результат в практике смешивания оттенков – это получение, так называемых, грязных цветов, что тоже можно использовать себе на пользу: например, добавление небольшое количество белого для тональности или подмалевка для создания нейтрального цвета в вашей палитре.
Вы можете получить все необходимые цвета всего из трех основных цветов — это красный, желтый и синий. Эти цвета нельзя получить, смешивая другие цвета, но когда они объединены в разных комбинациях и пропорциях с белым для осветления, то можно добиться широкого спектра оттенков. Попробуйте в течение нескольких недель ограничить свою палитру любым красным, желтым и синим, а также белым, и вы узнаете много нового о том, как цвета влияют друг на друга. Вы можете использовать теплые оттенки каждого основного цвета, а затем попробовать холодные оттенки основного цвета. Обратите внимание на различия. Попробуйте создать ограниченную палитру из трех основных цветов, которые вам особенно нравятся. Распространенными являются ализариновый красный цвет (холодный красный), ультрамариновый синий (холодный синий) и кадмий желтый светлый или ганза желтый (холодный желтый).
Не существует единственно правильного цвета для картины - есть только правильный цвет по отношению к другим цветам. Каждый цвет влияет на соседние с ним цвета красок и, в свою очередь, находится под влиянием соседнего оттенка. Вот почему можно создать картину с прекрасной цветовой гармонией, применяя лишь ограниченную палитру.
Начните рисовать одним или двумя цветами
Когда вы начинаете работать с несколькими цветами в своем художественном арсенале, вы понимаете, как оттенки различаются по непрозрачности и интенсивности. Ограниченная палитра цветов позволит вам запомнить, являются ли цвета теплыми или холодными, прозрачными или непрозрачными, медленно сохнущими или быстросохнущими и т. д. Многие художники заранее смешивают один или два цвета, которые будут доминировать в картине, а затем корректируют эти цвета, чтобы рисовать более мелкие детали. Например, вы можете подготовить желаемый оттенок одного тона, а затем делать его части светлее, темнее, теплее или холоднее по мере разработки. Аналогично можно, к примеру, смешать один доминирующий цвет, чтобы нарисовать самую большую область реки или ручья, а затем добавлять другие цвета, чтобы обогатить изображение воды.
Добавить темный к светлому
Для изменения светлого цвета требуется совсем немного темного цвета, но для изменения темного - наоборот значительно больше светлого оттенка. Так, например, всегда добавляйте синий к белому, чтобы затемнить его, а не пытайтесь осветлить синий, добавляя белый.
Добавить непрозрачный к прозрачному
То же самое применимо при смешивании непрозрачного цвета и прозрачного. Добавьте немного непрозрачного цвета к прозрачному, а не наоборот. Непрозрачный цвет имеет гораздо большую силу или влияние, чем прозрачный.
Придерживайтесь отдельных пигментов
Для самых ярких и интенсивных результатов убедитесь, что два цвета, которые вы смешиваете, сделаны только из одного пигмента. На этикетке тюбика с качественными красками для художников обычно указан пигмент в цвете.
Смешивание коричневого и серого
Смешивайте коричневые и серые краски, которые гармонируют с сюжетом картины, создавая их из дополнительных цветов (красный/зеленый; желтый/фиолетовый; синий/оранжевый) в палитре, которую вы используете. Изменение пропорций каждого цвета создаст широкий диапазон оттенков.
Смешивание черного и белого
Для смешивания черного требуется смешать красный, желтый и синий (основные цвета), но лучше всего приобрести отдельно много черной и белой краски, поскольку скорее всего вам понадобится и тот, и другой цвет в большом количестве.
Не смешивайте слишком много
Вы получите гораздо более интересный результат, если не переусердствуете с количеством краски. В итоге цвет будет варьироваться в зависимости от области картины, на которую вы его нанесли, и не будет казаться ровным и однородным.
Инструменты для смешивания: кисти против мастихинов
При смешивании краски можно использовать как кисть, так и мастихин. При этом щетина кисти может повредиться, и таким образом будет сложнее добиться тщательного смешивания, если вы хотите получить очень чистый цвет. Мастихин значительно упрощает получение смешанного цвета, и его удобно использовать для «зачерпывания» краски с палитры.
Обратите внимание на разницу между смешиванием цветов на палитре и на поверхности картины
Цвета становятся более тусклыми и «грязными», если их слишком много на поверхности картины. Поэтому лучше смешать оттенки на палитре и наносить их непосредственно на бумагу или холст одним мазком. Однако бывают случаи, когда имеет смысл смешивать свежие краски с влажной поверхностью уже в процессе работы над картиной, чтобы добиться большей цветовой гармонии на холсте. Главное — распознавать различия между получаемыми оттенками и набраться опыта правильно работать с ними.