
СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВЕЕРНОЙ КИСТИ
Синтетические или натуральные, большие, средние или маленькие — веерные кисти отлично подходят для создания выразительных штрихов и текстур. Первоначально задуманная как кисть для масляной живописи, веерная кисть традиционно используется для смешивания цветов или смягчения резких границ. Однако веерная кисть — это нечто гораздо большее, она подходит для разных типов красок и для широкого спектра возможностей нанесения. Из-за своей отличительной полукруглой формы веерная кисть также поможет легко создать ряд повторяющихся слоев на вашей картине.
Кисти-веера доступны в синтетическом или натуральном ворсе. Натуральные кисти варьируются от мягкой до жесткой щетины, в зависимости от того, какой вид ворса используется в составе — соболь, барсук или белка, коза или свинья.
Правильный уход за кистью важен для ее долговечности: чтобы щетина была равномерно распределена, обязательно очищайте «веер» вплоть до основания.
В то время как нейлоновые щетинки выглядят равномерно расположенными в сухом состоянии, во влажном виде волокна склонны разделяться на отдельные кусочки, оставляя при нанесении полосатые следы.
Натуральный ворс распределяется более равномерно — такие кисти предпочтительнее для рисования акварелью, чернилами, акрилом или маслом. Более мягкие типы ворса хорошо работают с жидкими художественными средствами, а, к примеру, кисть со свиным ворсом можно использовать с любыми материалами. Мягкий ворс также позволяет создавать текстуру, обеспечивая при этом гибкость в нанесении мазков. Жесткие щетинки свиного ворса тоже эффективны для передачи текстур акрилом, особенно с плотной структурой. Для акварелистов подойдут эластичные веерные кисти из ворса колонка.
Если вам необходимо подстричь веерную кисть, просто возьмите ножницы или канцелярский нож и отрежьте часть волосков по внешнему краю. И помните: лучше отрезать меньше, чем больше.
Способ сухой кисти
Веерная кисть хорошо подходит и для сухого способа рисования, чтобы наносить краску свободными движениями. Для техники сухой кисти наберите краску веерной кистью, коснувшись несколько раз кончиками кисти. В идеале краска не должна быть слишком жидкой, но достаточно маслянистой, чтобы оставалась на кончиках щетины и не стекала с нее. Проверьте, сколько набрано краски на палитре или на отдельном листе бумаги. Если у вас только одна веерная кисть и вы хотите сменить цвет краски, промойте ворс, а затем прижмите к нему бумажное полотенце или салфетку примерно на минуту, чтобы впитать как можно больше лишней влаги. Если кисть будет мокрая, вы получите совсем другой эффект.
Способ «мокрым по мокрому»
Рисование мокрым по мокрому с помощью веерной кисти или с большим количеством жидкой краски на кисти дает совсем другой эффект, чем при сухой кисти. Это полезная техника для рисования волос, травы, меха. При этом работайте длинными мазками, отклоняя немного кисть из стороны в сторону.
Смешивание
Чтобы получить отличную смесь оттенков, вам понадобится немного лессирующего средства. Смешайте его с двумя выбранными цветами, затем нанесите пару мазков каждого из цветов довольно близко друг к другу на поверхность. Очистите кисть и нанесите на нее только лессирующий состав. Держите кисть почти параллельно поверхности бумаги или холста, проведите ею по краям цветов, таким образом смешивая их друг с другом.
Серия штрихов в одной области
Когда вам нужно закрасить область, на которой вы хотите быстро нанести много маленьких штрихов/мазков, веерная кисть работает очень хорошо. Наносите краску движениями из стороны в сторону или вверх и вниз (например, чтобы создать листья на дереве или травинки растений).
Нанесение полос
Намочите веерную кисть, возьмите ею жидкий акрил, разбавленный акварельной краской. Проведите по поверхности равномерно, чтобы получился след, который создаст полосы разной ширины.
Многоцветное нанесение
Поскольку веерные кисти довольно широкие, но тонкие, вы можете нанести на кисть три или более цветов, чтобы получить области, состоящие из нескольких цветов.
Поэкспериментируйте с веерной кистью:
— Попробуйте брать разное количество краски;
— Обращайте внимание на сухость или влажность краски и кисти;
— Проверьте, сильно ли вы нажимаете на кисть;
— Экспериментируйте с разной длиной мазков/штрихов: от очень коротких до очень длинных;
— Держите кисть перпендикулярно бумаге и прижимайте кончики щетинок к листу, чтобы получилась ломаная линия. Если держать кисть под углом, получатся изогнутые формы. Наложение слоев другим цветом даст интересные вариации;
— Проведите кистью от себя, делая перекрывающие друг друга мазки разной длины;
— Можно накладывать и перекрывать друг друга участки с помощью веерных кистей разного размера.