
РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ: СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ЖИВОПИСЬ

Импрессионизм возник в художественной среде Франции во второй половине XIX века. Первая выставка художников-импрессионистов состоялась в 1874 году в студии фотографа Надара на бульваре Капуцинов в Париже и стала началом новой эры в изобразительном искусстве. Художников давно перестали устраивать обветшалые рамки академизма и натурализма, особенно с появлением фотографии. Пейзажи Клода Моне, одного из основоположников импрессионизма, ворвались как свежий воздух в атмосферу классицизма, внося яркие краски и удивительные ощущения света и пространства в творчество многих мастеров живописи.
Влияние новой волны перемен ощутили все художники во всем мире. Изящная техника импрессионизма, чистые краски и новый взгляд на окружаемый мир подвигли многих попробовать новый метод в своих работах. Почти у всех мастеров русской живописи начала ХХ века можно найти работы, выполненные в технике импрессионизма.
Мировые войны, стремительный распад империй и социальные катастрофы прошлого века быстро сменили очарование импрессионизмом на ломающиеся формы кубизма и футуристическое движение в будущее. Увлечение импрессионизмом было коротким не только для русских художников, но и для мастеров других стран в меняющемся мире. Поэтому в нашей художественной среде нет таких последовательных импрессионистов как, например, Моне, Ренуар или Дега. Не сохранилось сведений о творческих объединениях или тематических выставок русских импрессионистов. Можно говорить только о коротком периоде или об отдельных полотнах русских художников, выполненных в импрессионистической манере. Волна импрессионизма исторически освободила художников от оков академической школы, радикально изменила цветовую палитру красок, привнесла новые световые эффекты и наполнила воздухом творческие мастерские.
Рассмотрим некоторые картины русских художников, работавших в технике импрессионизма.
Наиболее знаменит Игорь Грабарь (1871-1960 гг.) с его шедевром «Февральская лазурь» (1904 г.). Смелое применение техники импрессионистов с вертикальными и наклонными мазками кистью, размытые контуры деревьев, роща и маленькая деревенская церковь в морозной дали - вы не только увидите искрящуюся лазурь неба, но и ощутите хруст голубого снега и гордое стремление белых берез. На этой зимней картине снег оказывается совсем не академически белый, а, в зависимости от небесного света, приобретает все оттенки голубого.
Еще один пример - «Мартовский снег» (1904 г.) с голубыми зимними тенями ветвей, движущимися вместе с солнцем за девушкой с коромыслом. Картина весеннего пробуждения все еще холодит: вода ледяная в ведрах красавицы, но весна уже на пороге.
Шедевр из летнего сезона - «Отблеск зари» (1904 г.), написанный в том же году и в том же месте (Дугино).
Гордость собрания Пермской картинной галереи - этюд «Весенний ветер» (1905 г.), выполненный мастером также в Дугино после краткого визита в Париж и знакомства с техникой живописи Ван-Гога. Эта картина экспонировалась в Музее русских импрессионистов в Москве.
Многие натюрморты с яблоками и цветами этого периода творчества художника радуют формами скорее постимпрессионизма.
Друг Игоря Грабаря, меценат, предприниматель и художник Николай Мещерин (1864-1916 гг.) - самый последовательный мастер русского импрессионизма. Все свои пейзажи он рисовал в своем имении Дугино, где у него гостили и работали многие русские художники (Грабарь, Левитан и др.). Как пример работ Мещерина в данной технике можно привести «Морозную ночь» 1916 г.
В картине «Июньская ночь» 1905 г. заметен характерный стиль импрессионистов – цвета не смешиваются, но располагаются рядом мелкими до точек мазками кисти. Позже из такой техники выросло другое интересное направление - пуантилизм (Сера, Синьяк и др.).
Лирическую картину Константина Юона (1875-1958 гг.) «Голубой куст» можно без сомнений отнести к экспериментам большого художника в технике импрессионизма. Сохраняя верность пастельным тонам, его увлекли новые темы нового времени, что громко звучит в знаменитой «Новой планете».
Пейзажи Константина Коровина (1861-1939 гг.) крымского периода также наполнены светом и цветом импрессионизма:
«Гурзуфъ» (1914 г.)
или «Набережная в Крыму» (1913 г.), а пейзажи Парижа являются классическими примерами.
Эволюция творчества многих художников русского авангарда начиналась с изучения и освоения импрессинизма. Корни лучизма Михаила Ларионова (1881-1964 гг.) несомненно уходят в его раннее увлечение опытами в стиле так называемого сейчас «ларионовского импрессионизма», как заметно в работах
«Акации весной» 1904 г.;
«Сад весной» 1907 г.;
«Голубые розы» 1907 и др.
Выдающийся отец русского футуризма Давид Бурлюк (1882-1967 гг.) тоже начинал с импрессионизма и оставил много работ в подобном стиле: «Цветущий сад» (1913) и др.
Примечательна его картина «Терраса» (1917 г.) так называемого башкирского периода, в которой виден свет дальних горизонтов с едва различимой церквушкой вдали.
Искусство русского импрессионизма еще мало исследовано и скрывает огромный пласт культурного наследия, оставленного нам великими мастерами живописи прошлого века. Стоит отметить, что музей русского импрессионизма в Москве проводит большую просветительскую работу и активно работает в поиске забытых или утерянных во времени шедевров этого направления.