РОЛЬ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ РИСУНКА
Композиция — один из самых важных аспектов при написании картины, требующий правильного подхода. Даже если в работе присутствует полный диапазон тонов, пропорции верны, выбраны качественные художественные материалы, неверно спланированная и выполненная композиция может испортить общее впечатление от картины. К счастью, составление композиции не требует «таланта» и уж точно не предполагает догадок. Есть несколько правил, которые стоит учитывать при планировании картины, чтобы каждый раз добиваться успеха.
Композиция играет важную роль в том, как работа воспринимается аудиторией. Музыкальные произведения также можно назвать композициями — у песни есть структура, каждый музыкант играет свою партию. Подобно песне, произведение искусства имеет структуру. Если не продумать тщательно элементы, которые будут включены в эту структуру, картина не будет выглядеть целостной и гармоничной.
В искусстве композиция — это расположение элементов в пространстве картины (или трехмерном пространстве в случае скульптуры). У мастеров есть полная творческая свобода в том, как располагать элементы. Но, несмотря на безграничность возможностей, это не означает, что хаотичный подход к композиции приведет к хорошим результатам.
Всегда следует следить за тем, чтобы за внимание в картине не конкурировало слишком много элементов — по аналогии с песней, мы не ожидаем одновременного звучания гитарного, фортепианного и барабанного соло. Вместо этого следует сосредоточить внимание зрителя на одном или двух элементах сцены. Эти элементы становятся центральными точками, а все остальные детали и области в работе становятся «второстепенными персонажами».
Создание фокусных точек
Фокусная точка — это одна или несколько областей в сцене, которые привлекают визуальное внимание зрителя. В большинстве случаев они включают в себя основной объект. Каждая картина имеет как минимум одну фокусную точку, а их общее число в работе следует ограничить (во многих случаях достаточно одной). Вы можете использовать несколько фокусных точек, но любое количество, превышающее три, будет сложно реализовать. Если в вашей работе несколько фокусных точек, то одна из них должна доминировать над остальными. Другими словами, должен быть один основной фокус и, возможно, вспомогательный или второстепенный.
Фокусные точки в картине можно создать, используя различные техники. К ним относятся:
— Контраст;
— Изоляция;
— Конвергенция и др.

Контраст: это может быть разница в тоне, цвете, текстуре, размере и т. д. Когда мы включаем область сильного контраста, она притягивает взгляд зрителя к этому месту в работе и создает центр внимания.
Изоляция: когда один предмет или элемент картины отделяется от всех остальных, то он естественным образом становится центром внимания.
Расположение элемента: если представить себе картинную плоскость как форму, например, прямоугольник, то можно ожидать, что взгляд зрителя будет притянут к центру. Если мы поместим объект близко к центру или точно в центре картинной плоскости, он станет точкой фокусировки. Хотя этот прием и помогает создать сильный центр внимания, он обычно не является лучшим для создания визуально стимулирующей композиции. Когда мы размещаем объекты в центре работы, результат, как правило, получается статичным. Лучше расположить объект немного смещенным от центра.
Конвергенция или сближение в одной точке — это процесс направления взгляда зрителя в пределах картины с помощью визуальных подсказок. Это могут быть линии, формы, контрастные цвета и т. д. Каждый элемент, который мы включаем, может направлять взгляд зрителя к центру. Иногда нас привлекает какая-то область картины просто потому, что художник манипулировал элементами, чтобы привлечь наше внимание к определенной области.

Необычный элемент: все необычное привлекает наше внимание. Та деталь, которая кардинально отличается от других элементов сцены, становится центром внимания.
Принципы дизайна в художественной композиции
Принципы дизайна определяют расположение элементов искусства в произведении — это своего рода строительные блоки вашей картины. Восемь принципов дизайна включают в себя баланс, пропорцию, движение, ритм, гармонию, единство, акцент и разнообразие. Не все принципы дизайна напрямую влияют на художественную композицию.
Баланс: в искусстве баланс определяется общим распределением визуального веса в композиции. Каждый объект, который мы включаем в произведение, несет в себе визуальный вес. Когда мы добавляем элемент на одну сторону композиции, нам, вероятно, потребуется добавить еще один или несколько элементов, чтобы уравновесить визуальный вес на другой стороне. Визуального баланса можно достичь, добавляя элементы или используя негативное пространство. Если работа визуально не сбалансирована, она может казаться «тяжелой». Также стоит помнить о том, как обрезана наша композиция, поскольку это может повлиять на баланс. Зачастую элементы выходят за пределы плоскости изображения. Если эти элементы расположены близко к краям плоскости изображения, это создаст дополнительный визуальный вес и, возможно, привлечет нежелательное внимание.

Движение может означать иллюзию реального движения в живописи. Как художники, мы можем направлять зрителя к наиболее важным элементам нашей работы и таким образом своего рода контролировать, как большинство людей воспримут наше творение. В зависимости от темы работы порядок может выглядеть примерно так: 1. зритель вовлекается в работу; 2. зрителя направляют к фокусной точке(ам); 3. зрителю предлагаются вспомогательные элементы; 4. зрителя направляют от произведения или обратно к фокусной точке. Такое визуальное движение обычно достигается путем создания контраста, направляющих линий, диагоналей и перекрывающихся элементов.
Ритм: мы понимаем ритм через повторение — например, мы можем услышать ритм песни, потому что он повторяется много раз и предсказуемым образом. Без повторения нет ритма. В искусстве то же самое. Визуально ритм создается повторяющимися элементами. Это может быть регулярный или нерегулярный узор повторяющихся форм, а также повторение определенного сюжета. Повторяющийся элемент часто называют «мотивом» — его включение в работу может создать ощущение художественной гармонии и единства.

Гармония и единство: единство обычно достигается последовательным и определенным уровнем завершенности использования художественной техники. Если стиль и техника в картине единообразны, она воспринимается как завершенная и целостная. Единство может быть достигнуто посредством упрощения форм, сюжета или цветовых решений.
Акцент часто используется для определения центральной точки (или точек) в композиции и создается с помощью определенного вида контраста.
Разнообразие: однообразная визуальная информация может утомить зрителя. Вместо этого следует добавить разнообразие в работу, чтобы удерживать внимание и сделать картину более интересной. Секрет в том, чтобы найти баланс между гармонией и разнообразием. Если слишком увлечься разнообразием, работа, скорее всего, будет негармоничной. И наоборот — если переусердствовать с гармонией, картине может не хватать разнообразия.
Художнику необходимо знать, куда «движется» его произведение. Планируйте конечный результат еще до того, как приступите к рисованию — составьте общее представление о том, как вы видите свою картину, по необходимости меняя или дополняя идеи в процессе. Планируя, вы можете решить все композиционные задачи, необходимые для создания впечатляющего произведения искусства, и сосредоточиться на самом процессе живописи, поскольку большинство решений относительно композиции будут уже вами приняты. Экспериментируйте с расположением объектов и балансом позитивного и негативного пространства, учитывайте, как взгляд зрителя будет двигаться по работе, экспериментируйте с разными цветами и методами — будьте открыты новому.
