НАТУРАЛЬНЫЕ ПИГМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ
Натуральные пигменты использовались с доисторических времён, причём самые ранние письменные упоминания об их применении относятся к 5000 г. до н. э. Цивилизации со всего мира использовали органический материал из растений, животных и минералов для создания цвета, который они могли применять в живописи. Каждая эпоха имела уникальный метод создания и использования натуральных красителей - и эти методы переходили через поколения от античности до эпохи Возрождения и современности.
Натуральные пигменты продолжали оставаться основой для масляных красок до 19 века, когда были изобретены синтетические пигменты. Многие современные художники используют натуральные материалы, поскольку они безвредны для окружающей среды и на удивление просты в обращении. Природные пигменты также используются в гравюрах, добавляются в бумажные нити для ткачества, используются для производства масляных и восковых мелков и даже в росписи по шёлку.
Что же такое натуральный пигмент? Это природный пигмент, который измельчается, просеивается, промывается и, в более редких случаях, нагревается для получения желаемого оттенка. С момента своего появления натуральные пигменты служили многим художественным целям в древних культурах по всему миру. Первыми рисунками доисторических времён были наскальные рисунки. Художники использовали любой пигмент, доступный им из природных ресурсов. Сюда входили, например, земляные железные пигменты, такие как красная и жёлтая охра, древесный уголь и древнейшая краска - белила свинцовые (углекислая соль свинца).
Краткая история натуральных пигментов
Пигменты производились в больших масштабах древними египетскими и китайскими культурами. Египтянам приписывают множество достижений в области пигментов до 1300 г. до н. э. Они обнаружили, что пигменты, промытые от примесей, усиливают и очищают цвет, произвели новые материалы и внедрили процесс закрепления красок. В древнеегипетском искусстве часто используются такие пигменты, как азурит (медная лазурь) и реальгар, минерал моносульфида мышьяка. Например, химические тесты обнаружили следы ализарина, пигмента, извлечённого из корней растения марены, в гробнице царя Тутанхамона в Египте.
Минеральные пигменты продолжали использоваться художниками в средние века. Пигменты в этот период часто смешивали с яйцом и водой, чтобы создать высушенный белок, который связывал пигмент с субстратом. Натуральные мелки имели яркие пигменты и использовались такими художниками, как Микеланджело и Рембрандт. К 15 веку яйцо заменили ореховым или льняным маслом, которое высыхало медленнее и создавало более универсальную краску.
До промышленной революции варианты цвета были ограничены. Пигменты часто называли по месту их производства. Например, «сырая сиена» и «жжёная сиена» прибыли из итальянского города Сиены, «египетская голубая» из Египта, «французский ультрамарин» из Франции и так далее. На протяжении 18 и 19 веков новые изобретения и методы извлечения пигментов продолжали изменять диапазон доступных цветов. В 1841 году американский художник Джон Рэнд изобрёл жестяной тюбик для краски, который позволял переносить предварительно смешанные цвета и более удобно использовать их вне студии. Стали появляться такие пигменты, как титановые белила и другие, изготовленные с использованием новых связующих веществ.
В 1704 году немецкий химик Иоганн Якоб Дисбах случайно создал берлинскую лазурь, сделав её первым химически синтезированным цветом. По мере того, как синтетические пигменты стали более популярными в 19 веке, многие художники постепенно перешли на их использование.
Типы натуральных пигментов
Натуральные красители можно разделить на три категории: натуральные пигменты, полученные из растений, натуральные пигменты, полученные из животных, и натуральные пигменты, полученные из минералов.
Натуральные красители, полученные из растений
Натуральные пигменты предлагают универсальность и доступность для художников - яркие цвета можно получить, используя ресурсы прямо с вашего огорода или сада. Растения, корни, орехи, фрукты, овощи и цветы всех видов создают уникальный цвет при правильном применении. Ниже приведены некоторые распространённые растения, используемые для получения ярких пигментов:
- Марена: исторически сложилось так, что краска, полученная из корней марены, широко использовалась на протяжении веков для создания рубиново-красных пигментов. Эти растения выкапывали, промывали, сушили и измельчали в порошок. Большинство тканей того времени окрашивали мареной.
- Вайда: вайда была ещё одним распространённым пигментом растительного происхождения, который использовался для создания синего цвета. Пигмент получали из листьев растения вайда красильная, которые также высушивали и измельчали, как и корни марены. Затем их перетирали в пасту.
- Индиго: индиго вскоре заменил вайду, поскольку из растения индигофера красильная получалось больше пигмента
- Сумах: сумах — это небольшое дерево, ветви и ягоды которого при кипячении могут давать цвета от бежевого до жёлтого, от красновато-розового до чёрного.
- Свёкла: свёкла, особенно маринованная, даёт ярко-розовый цвет, который идеально подходит для окрашивания тканей.
- Сафлор: это растение, похожее на чертополох, использовалось в Древнем Египте и до сих пор применяется для создания жёлтого и красного красителей, извлечённых из лепестков растения.
- Черника: популярная ягода используется для создания бледно-голубого красителя, когда вначале её кипятят в воде, а затем процеживают.
Натуральные красители, полученные из минералов
Пигменты, полученные из минералов, встречаются в горных породах и почве по всему миру. Различные минералы имеют свои уникальные, часто яркие цвета. Некоторые примеры минеральных пигментов включают:
- Охра: является одним из наиболее распространённых минеральных пигментов. Земляные железные пигменты состоят в основном из глинозёма и окрашивающего вещества из окисей железа. Охру красного или жёлтого цвета добывают из карьеров и затем обрабатывают для удаления примесей.
- Сиена: это ещё один распространённый пигмент на минеральной основе. Это смесь из окиси железа с кремнезёмом, окислами марганца и магния. Она даёт более тёмные оттенки от кремового до коричневого. Раньше добывалась около города Сиена в Италии, откуда и получила своё название.
- Азурит: встречается во многих странах мира в верхних окислённых частях месторождений медной руды. Это был один из самых важных синих пигментов, используемых в искусстве эпохи Возрождения.
- Кобальт: обнаруженный в 1802 году, этот чистый синий пигмент использовался такими художниками, как Пьер-Огюст Ренуар в 19 веке.
- Ультрамарин: натуральный ультрамарин получали из лазурита и обычно использовали в Европе для изготовления украшений и красок. Дорогой натуральный ультрамарин был полностью вытеснен искусственным ультрамарином, начиная с 19 века.
- Шпинели: эти твёрдые кристаллические минералы генерируют цвета, обмениваясь определёнными ионами, которые нагреваются и соединяются с другими минералами. Они доступны в жёлтом, оранжевом, красном, бирюзовом и синем цветах.
Натуральные красители, полученные из насекомых
Примеров красителей, полученных от животных, меньше, чем тех, которые извлечены из растений и минералов. Тем не менее, многие цвета изготавливались из насекомых на протяжении всей истории. Вот несколько наиболее ярких примеров:
- Кошениль: этот красный краситель получают из кошенильных насекомых, которые живут на кактусах. Индейцы сушили их на солнце, растирали и смешивали с водой, чтобы получить красный порошок. Кошениль до сих пор используется на Канарских островах.
- Кармин: карминовая кислота, получаемая из насекомых кошенили, является красящим веществом, которое, взаимодействуя с глинозёмом, образует красный кармин с широким спектром красных оттенков: от слегка фиолетовых до красно-малиновых.
- Тирийский пурпур: мурекс, хищная морская улитка, используется для создания тирского пурпура, который был популярен в Древнем Риме. Процесс включал извлечение красителя из тысяч улиток и значительный объём труда, поэтому он высоко ценился и по этой причине даже назывался «королевским пурпуром».
Натуральные пигменты, используемые в искусстве
Натуральные пигменты использовались для создания некоторых из самых знаковых картин в истории искусства. Азурит, углеродный минерал, можно найти в картине итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля «Мадонна с младенцем на троне со святыми». Кадмий красный, минеральный пигмент, использовался для создания «Красной мастерской» Анри Матисса. Сегодня вы можете черпать вдохновение у великих мастеров и применять натуральные пигменты для самых разных художественных проектов. Как только вы начнёте совершенствовать своё мастерство, поэкспериментируйте с более сложным использованием цветов.
Где найти натуральные пигменты
Что лучше - краски, изготовленные из натуральных пигментов, или краски массового производства, купленные в магазине? Представьте, что вы гуляете по лесу или взбираетесь на гору и собираете пигменты, чтобы сделать свои собственные краски, как это делали в ушедшие эпохи, вместо того, чтобы просто зайти в магазин художественных принадлежностей и купить тюбик с краской. Конечно, второй вариант проще. Однако самостоятельный поиск и дальнейшее использование натуральных веществ в живописи может стать вдохновляющим и увлекательным творческим экспериментом.
Прежде чем отправиться в путь и начать собирать пигменты, убедитесь, что вы не наносите экологического ущерба природе. Натуральные пигменты часто можно найти на открытых берегах ручьёв, рек и озёр - вода обнажит глиняные отмели и камни, что облегчит поиск пигментов. Поскольку вам нужны пигменты, которые легко обрабатывать, особенно в начале пути, вы можете отличить хороший пигментный камень, потирая его о твёрдую поверхность. Если он производит что-то похожее на краску или глину на поверхности, это, вероятно, очень хороший кандидат для изготовления красок вручную.
Такие породы, как песчаник, сланец, мусковит и т. д., также можно обрабатывать, но процесс намного более утомителен. Более твёрдые камни, возможно, стоит обработать, особенно если они имеют уникальные цвета. Глина может стать хорошим пигментом, но не всегда - вы можете выкопать её, дать высохнуть, удалить крупные или твёрдые камни или измельчить их.
Материалы как сажа и древесный уголь также являются отличными источниками пигмента. Сажа даёт более тёплый и глубокий чёрный цвет, а древесный уголь - холодный черный. Древесноугольная сажа получается путём карбонизации (обжигания) древесины. Такой пигмент светостойкий и совместим со всеми другими пигментами. Однако следует помнить, что при неполном сгорании древесины образуются токсичные углеводороды.
Одним из лучших кандидатов для краски является охра. Охра — это особый термин для обозначения пигмента, получаемого из оксидов железа и минералов на основе железа, глин и почв.
Как превратить натуральные пигменты в краски
Чтобы подготовить ваши пигменты, нужно будет тонко измельчить подготовленные экземпляры в порошок, не вдыхая пыль. Прежде чем приступить к работе, необходимо соблюдать правила техники безопасности.
- Измельчите найденные камни или глину на более мелкие части с помощью ступки и пестика. Этот процесс необходимо выполнять на улице, надев респиратор/маску.
- Шлифовка: измельчите кусочки с помощью пестика и ступки, пока не получите очень мелкий порошок. Этот процесс может быть немного сложны, поэтому перед началом упростите себе задачу, разбив молотком кусочки на более мелкие.
- Просеивание: вы можете просеять полученные кусочки несколько раз, чтобы получить мелкий помол, используя мелкое сито.
- Сделайте свои краски: краски создаются путём смешивания пигментов с различными связующими добавками. В зависимости от добавок пигменты могут быть преобразованы в масляные краски с добавлением масел растительного происхождения, пастель, акриловые краски, акварельные краски и/или темперу. Акварельные краски ручной работы изготавливаются с использованием связующего вещества, состоящего из гуммиарабика, мёда, глицерина (по желанию), дистиллированной воды и гвоздичного масла (натуральный консервант).