МЕЖДУ СВЕТОМ И ТЕНЬЮ
Кьяроскуро — это художественная техника, использующая тени и единственный источник света для создания глубины и драматизма. Эту технику можно использовать в живописи и фотографии, создавая ярко выраженный контраст между светлыми и тёмными областями в композиции, но в основном её примеры можно увидеть в картинах, написанных маслом.
Термин «кьяроскуро» происходит от итальянского словосочетания, означающего «от светлого к тёмному» (chiaro, что означает «ясный» или «светлый», и scuro, что означает «тёмный»), и обычно переводится как «светотень». Теоретически все объекты приобретают свою объёмную форму благодаря присутствию света. Создав резкую границу между светом и тенью, фигура может казаться более трёхмерной на холсте.
Кьяроскуро часто ассоциируется с натюрмортами голландского мастера Рембрандта ван Рейна и пионера итальянского барокко Караваджо. Определение светотени применительно к живописи со временем менялось, но оно почти всегда соответствует высококонтрастным участкам света и тьмы на картине.
Этот метод рисования очень сложен и требует много усилий даже для опытных художников. Великие мастера, такие как Рембрандт и Караваджо, гениально продемонстрировали, насколько драматичной и впечатляющей может быть эта техника, поэтому и сейчас многие художники продолжают применять кьяроскуро, несмотря на её техническую сложность.
История
Живопись в стиле светотени восходит к V веку в Древней Греции. Этот стиль также был замечен в искусстве византийской эпохи и в средние века. К 15 веку большинство из известных художников использовали эту технику в своих работах.
Высококонтрастные картины существовали на протяжении многих веков изобразительного искусства. Но как формальная концепция светотень восходит к итальянскому Возрождению. Знаменитые мастера эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи и Рафаэль, часто экспериментировали с балансом света и тени в своих картинах. Однако сам термин светотень стал широко известен в эпоху барокко благодаря таким художникам, как Караваджо и Рембрандт.
Основное различие светотени в картинах эпохи Возрождения и барокко заключалось в том, как игра света и тени использовалась для создания настроения. В эпоху Возрождения предметы освещались мягким светом, чтобы создать спокойные и безмятежные сцены. Художники эпохи барокко использовали резкие светлые и тёмные контуры для создания драмы и интриги в сюжете картины.
В последующие периоды художники продолжали использовать эту технику. На протяжении всего периода рококо такие художники, как Фрагонар и Ватто, рисовали сцены, в которых чётко разделялись свет и тьма. Картины импрессионистов также используют множество теней и один источник света.
Истоки кьяроскуро: формальная концепция светотени возникла во время итальянского Возрождения пятнадцатого и шестнадцатого веков. В эту эпоху художники использовали эффекты светотени в монохромных рисунках тушью, в двухцветных рисунках (гризайль) и в акварельных картинах. В гравюрах светотени также пользовались популярностью. Среди выдающихся мастеров ксилографии кьяроскуро - Уго да Карпи из Италии и Лукас Кранах Старший из Германии.
Распространение в эпоху барокко. Если светотень как художественная форма зародилась в эпоху Возрождения, то её использование резко расширилось в период барокко в европейском искусстве. Великий мастер итальянского барокко Караваджо разработал драматическую технику светотени, известную как тенебризм (от слова tenebroso – переводится с итальянского как «тёмный»), при которой предметы кажутся просто залитыми светом из-за интенсивного освещения и абсолютно чёрного фона.
Испания, Голландия и Фландрия: Караваджо работал в Риме, но тенебризм нашёл свой путь в Неаполь, который находился под контролем испанской монархии. Оттуда эта техника дошла до испанских художников, таких как Хосе де Рибера и Франсиско Гойя. Фламандские художники эпохи барокко, Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс, также использовали тенебризм и драматическую светотень на огромных полотнах, наполненных повествовательным действием. Величайший голландский мастер семнадцатого века Рембрандт ван Рейн создавал картины, освещённые одной свечой или другим единственным источником света, что стало определяющей чертой его ранних работ.
Полное европейское господство: в разгар эпохи барокко светотеневая живопись и тенебризм широко распространились по всей Европе. Английский художник Джозеф Райт из Дерби и французские художники Антуан Ватто, Жорж де Ла Тур, Жан-Оноре Фрагонар и Трофим Биго сделали светотень частью своего фирменного стиля.
Светотень в кино: в искусстве кино также используют «свет и тьму» как источник драмы и контрастного повествования. Некоторые студийные фотографы используют палитру «освещение Рембрандта», чтобы «залить» объекты светом и окружить их тенями. В фильмах нуар часто использовались высококонтрастные градации света, чтобы создать атмосферу загадочности или тревоги у зрителя. Светотень в кинематографе превратила обычные городские пейзажи в беспокойные миры теней и опасностей.
Известные работы, в которых используется техника светотени
Техника светотени возвысила многие выдающиеся произведения искусства. Наиболее яркие примеры включают:
Караваджо «Юдифь и Олоферн» (ок. 1599 г.). Шок и драматизм этой сцены из второканонической книги Юдифи становятся более интенсивными из-за тенебризма Караваджо, который полностью фокусируется на ужасной сцене обезглавливания.
«Самсон и Далила» Питера Пауля Рубенса (1610 г.). В этой крупномасштабной работе, основанной на знаменитой библейской истории о Самсоне и Далиле, Рубенс использует светотень, чтобы подчеркнуть телесное совершенство своих героев.
Рембрандт «Автопортрет с беретом и поднятым воротником» (1659 г.). Мастерское использование светотени Рембрандтом: свет из верхнего правого угла распространяется как на сам автопортрет, так и на фон. Это один из многих автопортретов, которые Рембрандт написал за свою карьеру, но в этом произведении особенно ярко выражено драматическое освещение наступившей старости со следами творческих триумфов и потрясений личной жизни великого мастера.
Другие подобные кьяроскуро техники живописи
Несколько техник рисования используют игру света и тени для создания схожего эффекта. Некоторые другие известные методы отличаются от светотени и в то же время похожи друг на друга.
Тенебризм: это техника периода маньеризма (от слова maniera – можно перевести с итальянского как «манерность, вычурность»), используемая художниками позднего Возрождения. Она очень похожа на светотень - оба метода используют свет и тени для создания объёма. Различие заключается только в типе испускаемого света. Светотень освещает объект и отражает тени, создавая объём. Тенебризм же осветляет только несколько небольших участков холста, чтобы сделать объект ярче, как если бы объект находился под интенсивным и узконаправленным лучом света. Некоторые картины Караваджо включают в себя обе эти техники сразу.
Сфумато: в светотени точка встречи между светлыми и тёмными областями как правило бывает резкой и отчётливой. Эти контуры могут иногда казаться очень резко очерченными. Леонардо да Винчи вместо этого решил применить другой приём живописи, известный как сфумато. Эта техника смягчает смешение света и тьмы, что продемонстрировано на портрете Моны Лизы. При использовании сфумато следует тонко смешивать свет и тень без использования чётких границ.
Как использовать кьяроскуро
Постарайтесь не пугаться этой техники, если хотите попробовать её. Никто не ожидает, что начинающие художники создадут шедевр, подобный Рембрандту. Как начать? Соберите необходимые материалы. Вам понадобятся базовые принадлежности для рисования. В нашем случае масляные краски являются наиболее универсальным средством, которые легко смешивать и наносить на холст слоями.
Выберите тему. Придерживайтесь того, что вы уже уверенно рисуете. Объектом исследования в стиле кьяроскуро может быть натюрморт или портрет. Настройте освещение. Освещение станет самой важной частью вашего интерьера. Здесь вам нужно думать как фотограф, чтобы убедиться, что один источник света отражается от вашего объекта так, как вы хотите. Для натюрморта создайте небольшой лайтбокс из картонной коробки. Покрасьте внутреннюю часть коробки в чёрный цвет и прорежьте маленькое отверстие в одной стороне коробки. Установите ящик рядом с окном, через которое в комнату поступает достаточно естественного света. Свет должен проходить через отверстие и освещать только одну сторону объекта натюрморта.
Сделайте референсное фото. Если вы хотите нарисовать оригинальный портрет, сначала сделайте фотографию. Разместите объект в таком месте, где свет падает только на одну сторону изображаемого лица. Увеличьте контрастность фотографии, чтобы вы могли точно видеть, где свет падает на лицо, а где располагаются тени.
Скопируйте мастер-объект. Если вы недостаточно уверены в своих способностях, чтобы создать оригинальную картину, поищите объект в Интернете или распечатайте референсную фотографию известной работы и попробуйте скопировать её. Обратите особое внимание на то, как тёмное и светлое затеняются и смешиваются в изображении.
Кьяроскуро — художественная техника, которая используется уже несколько сотен лет. Современные художники развили эту концепцию, включив в неё широкий спектр освещения и затемнения различных объектов. Если вы хотите попробовать этот метод в своей работе, практикуйте навыки смешивания света и тени при помощи красок, пока не почувствуете себя достаточно уверенно, чтобы взяться за настоящую картину. Удачи!