ЛЕССИРОВОЧНАЯ ЖИВОПИСЬ: ОСНОВЫ И НЮАНСЫ ТЕХНИКИ

ЛЕССИРОВОЧНАЯ ЖИВОПИСЬ: ОСНОВЫ И НЮАНСЫ ТЕХНИКИ

Если вы хотите добиться ощущения глубины и цветовых вариаций в вашей картине, попробуйте лессировку — это техника живописи, при которой слои цвета наносятся поверх другой краски таким образом, что сквозь них проступают части нижнего слоя(ев) цвета.

Лессировку использовал художник эпохи Возрождения XV века Тициан, который, по мнению некоторых специалистов, и является основателем этого метода живописи. Помимо Тициана, английский живописец Уильям Тернер и Клод Моне применяли лессировку для эффектов воздушного неба, создания легких облаков, дыма, изображения мягких тканей и чтобы добавить в картину свет, будь то сверкающие блики на воде или общий рассеянный дымчатый свет.

Лессировка позволяет создавать тонкие переходы, оживляя цвет. Вы можете изменить температуру цвета, добавляя слои схожим оттенком в другой температуре. Цвет будет резонировать, если добавить дополнительный сверху, создавая эффект контраста. А смягчить оттенки возможно, наслаивая на них более нейтральные и светлые цвета. Картины, написанные в этой технике, получаются более «живыми» и текстурированными.

Лессировку можно выполнять с помощью непрозрачных или прозрачных цветов, но эффект будет заметнее с непрозрачным или полупрозрачным цветом, если светлые оттенки наносить поверх темных. Вы можете добавить немного титановых белил в краску, чтобы осветлить ее, если это необходимо — этот способ также поможет сделать цвет немного более непрозрачным. Если вы посмотрите на картину с лессировкой с некоторого расстояния, цвета оптически смешаются — только вблизи вы увидите мазки и текстуру.

Чаще всего эту технику применяют в масляной живописи, но ее также можно использовать и в работе с акриловыми или акварельными красками.

Когда использовать лессировку?

— Для придания фактуры поверхности;

— Для создания ощущения глубины в картине;

— Для разграничения фоновой области;

— Для создания светлых участков на темном фоне;

— Для внесения небольших изменений в цветовые области;

— Для смягчения перехода от одного цвета к другому;

— Для создания эффекта прерывистого цвета.

Как рисовать в технике лессировки?

Вы можете наносить краску сухой кистью или тряпочкой/губкой с совсем небольшим количеством краски. Окуните сухую кисть в краску, затем тканью удалите излишки. Ворс кисти следует оставлять сухим и избегать впитывания влаги в случае использования жидкой краски.

Не берите лучшие кисти из своего художественного арсенала для лессировки, так как данный метод живописи подразумевает втирание краски в холст и, скорее всего, вы будете сильно давить на кисть и ее ворс сплющится. Вы можете приобрести дешевую жесткую кисть, либо используйте старую, изношенную, желательно щетинную или синтетическую. Идеальная лессировочная кисть — это большая плоская, которая позволит наносить краску равномерным давлением руки с покрытием достаточной области.

Научиться лессировке несложно. Две важные вещи, которые необходимо запомнить: на кисти должно быть совсем немного краски и наносить слои следует по сухой краске. Всегда держите под рукой чистую тряпку или бумажное полотенце, чтобы вытирать излишки краски — в противном случае не удастся добиться наслоения оттенков, а краска просто растечется по поверхности, заполняя цветовые пробелы и области.

Один из самых простых способов создания лессировки — взять масляную краску, смешанную с каким-либо полупрозрачным жидким связующим веществом и рисовать ею до тех пор, пока кисть не станет слишком сухой. Когда на холсте начнет проявляться эффект как будто разорванных мазков, это и есть лессировка.

Возьмите небольшое количество краски прямо из тюбика сухой кистью и свободными движениями нанесите ее на холст. Краска не должна смешиваться с другими цветами или являться густой (иначе она будет перекрывать цвета). Работайте кистью круговыми движениями или вперед-назад по холсту — варьируйте мазки без повторов. Когда вы будете наносить цвет сверху, пусть кисть следует по контурам тех или иных объектов.

Обратите внимание, что если вы начнете рисовать методом лессировки по еще влажной краске, цвета смешаются и испортят эффект. Если сомневаетесь, высохли ли слои, просто подождите. Кроме того, работа по сухой краске помогает легко снять лишние слои тканевой тряпочкой, если вам не понравится результат — в случае использования акриловых красок исправлять недочеты необходимо очень быстро.

Более эффективно при лессировке наносить светлые цвета поверх темных. Если вы используете акварель, то вместо того, чтобы наносить белую краску поверх для бликов, оставьте открытые участки на холсте — белая бумага лучше подойдет вместо белой краски в качестве светового эффекта. Но вы можете использовать лессировку, чтобы восстановить любые белые области, которые вы случайно закрасили.

Партнеры проекта