АНАТОМИЯ БУКВ: ЗНАКОМСТВО С ЛЕТТЕРИНГОМ

Возможно, вы уже пробовали себя в создании рукописных шрифтов, а может быть только думаете начать. Постараемся вместе найти точку опоры в этом увлекательном хобби.
В первую очередь давайте определимся, что такое леттеринг. Леттеринг (от англ. lettering) - это особый творческий подход в изображении букв, который окончательно утвердился как форма современного изобразительного искусства. Создание оригинальных и красивых шрифтов ориентировано на рисование и иллюстрирование букв вручную (отсюда и название).
В отличие от каллиграфии, где буквы пишутся, в леттеринге создаются определённые формы букв при помощи рисования. Ключевое различие между леттерингом и каллиграфией заключается в самом процессе создания шрифта. Шрифты в леттеринге бывают разных стилей и форм, и в последние годы они стали широко применяться в искусстве и дизайне.
Леттеринг - не просто «художественная» версия почерка и требует определённого уровня навыков, однако независимо от того, насколько аккуратный или, наоборот, неразборчивый у вас почерк, обучиться леттерингу и добиться хороших результатов вполне реально и новичкам.
Что для этого необходимо? Немного знаний о специальных маркерах и ручках, сопутствующих материалах и методах создания декоративных шрифтов вручную. Особенность леттеринга в том, что вы можете взять любую ручку или карандаш и сразу приступить к работе, в отличие от создания профессиональных шрифтов, где требуются глубокие знания и опыт графического дизайна и особые материалы.
ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Существует множество различных материалов для леттеринга.
Основа – качественная бумага. В отличие от каллиграфии, леттеринг не так привязан к определённым типам бумаги. В учебных целях можно использовать даже обычную бумагу для принтера. Эта бумага удобна для карандаша и фломастеров, которые меньше стираются.
Однако такая бумага в действительности не является достаточно гладкой. Для всех видов ручек и маркеров идеально подходит гладкая бумага, применяемая для печати на лазерных принтерах. После первых проб можно перейти на бумагу для леттеринга, картон или листы для рисунка и графики. Опытные леттеры используют чертёжную кальку для различных вариантов создаваемой буквы.
В повседневной жизни мы достаточно часто пользуемся шариковыми ручками, фломастерами или гелевыми ручками. Ручки для леттеринга имеют гибкий наконечник, который позволяет создавать толстые или тонкие линии в зависимости от давления руки в процессе работы.
Кисти-ручки обладают гибким нейлоновым наконечником конической формы или отдельными щетинками, которые ведут себя при использовании точно так же, как и кисть. Специальные маркеры, капиллярные ручки и линеры - просто must-have для создания уникального шрифта. При помощи разных каллиграфических наконечников можно «играть» с буквами и даже создавать дизайнерский шрифт.
АНАТОМИЯ БУКВ
Материалы готовы, теперь предстоит познакомиться с анатомией букв. Этот шаг легко пропустить, потому что вы можете подумать, что уже много знаете о шрифтах. Понимание анатомии букв поможет понять, как сделать рукописный шрифт сбалансированным.
При рисовании букв нужно помнить о четырёх линиях: базовой линии, линии высоты буквы, линии букв с верхним элементом и линии букв с нижним элементом.
Немного теории:
- Базовая линия - линия, на которой будут располагаться все буквы;
- Линия высоты - это высота буквы в шрифте. Все буквы должны располагаться на базовой линии и достигать этой линии высоты;
- Линия букв с верхним элементом – верхняя линия для букв выше линии высоты, например, латинские буквы «h», «b»;
- Линия букв с нижним элементом – нижняя линия для букв с элементами ниже базовой линии, например, буквы русского алфавита «у», «д», латинские буквы «j», «y».
Один из важнейших элементов успешного леттеринга - последовательность. Последовательность предполагает, что все формы букв следуют одному и тому же визуальному шаблону. Отличительная черта неопытного леттера – отсутствие баланса в шрифте.
Это могут быть и несовместимые формы, и ширина линий, разные интервалы или размеры букв. Конечно, требуется практика, чтобы по-настоящему привыкнуть к созданию последовательных букв и выработать свой собственный стиль.
Не надо добиваться математической точности в леттеринге, но, тем не менее, визуальная гармония вашего шрифта имеет важное значение, включая чёткое соблюдение расположения и толщины букв.
СЕМЕЙСТВА ШРИФТОВ
Ещё один важный элемент леттеринга - это изучение разновидностей шрифтов. Для дизайна доступны тысячи шрифтов, но большинство попадает в одну из трёх основных категорий: serif, sans serif и script.
Семейство шрифтов с засечками (serif) - это самая традиционная ветвь, которая зачастую встречается в печатном тексте и имеет так называемые засечки, небольшие линии на концах букв. Засечки облегчают чтение, поэтому практически все заголовки (в рекламе, дизайне, печати) имеют подобные шрифты.
Так, наиболее привычные глазу и известные шрифты Times New Roman, Garamond и Georgia, все имеют засечки. Когда дело доходит до леттеринга, семейство с засечками может быть одним из самых сложных для быстрого освоения новичками из-за дополнительных линий и штрихов при написании.
Шрифты без засечек (sans serif) выглядят более современно и распространились вместе с развитием компьютерной индустрии.
Как пример, это наверняка известные вам по программе Microsoft Word шрифты Arial, Helvetica и Verdana.
Если вы хотите научиться рисовать буквенные шрифты с засечками, начните вначале с семейства без засечек, так как они, как правило, более простые и понятные для написания.
Семейство script – обычное письмо курсивом, при этом буквы соединяются друг с другом, а толщина линий букв варьируется. В леттеринге при использовании script-шрифтов реже видны ошибки, поэтому они подходят для новичков.
ТОЛЩИНА ЛИНИЙ
Приоритетный навык в леттеринге – это толщина линий и давление, которое вы используете при нажатии на ручку/маркер. Стиль каждого шрифта зависит от этих параметров, и вид букв может кардинально измениться, если просто поменять толщину линий. Когда вы создаёте шрифт с буквами, которые имеют разную толщину от штриха к штриху, важно добиться баланса, чтобы шрифт выглядел гармонично.
ДОБАВЛЯЕМ ДЕКОР
На начальном уровне лучше всего практиковаться на коротких отдельных словах и на время забыть о таких деталях, как тени, блики, объёмные текстуры, а затем постепенно переходить к более сложным конструкциям. Практиковаться можно в рисовании заглавных букв карандашом.
Чтобы добавить что-то новое в художественных экспериментах с буквами, достаточно разместить их на разных уровнях – создать подобие «прыгающих» шрифтов. Ещё один способ сделать шрифт изящным - использовать «завитушки», вензеля, декоративные изогнутые линии, которые в буквальном смысле «танцуют» вокруг и между букв.
Для создания подобных эффектов и множества различных форм не нужно беспокоиться о толщине линий.
Индивидуальность вашего шрифта легко подчеркнуть, нарисовав декоративные границы вокруг определённых слов, создавая вокруг венок, рисуя шрифт на акварельном фоне – фантазия в искусстве рисования букв безгранична!