АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ И ВОДА: СКОЛЬКО ДОБАВЛЯТЬ, КАКИЕ ЭФФЕКТЫ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ, КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
«Сколько воды?» - это один из самых распространенных вопросов, которые задают новички об акварельной живописи. И рассчитать количество не так просто, как кажется. На самом деле нет правильного ответа на вопрос, сколько воды вам понадобится для использования акварельных красок. Это связано с тем, что вода применяется для разбавления и осветления цветов акварели, поэтому все зависит от того, какой эффект вы хотите получить в работе. Кроме того, стоит учитывать еще и такие факторы: какую бумагу вы используете? какую кисть вы используете?
Почему для акварели используется вода?
Потому что акварельные краски состоят из цветных пигментов, которые растворяются в воде. Акварельные краски — это сухой пигмент, а вода используется в качестве растворителя. Увлажняя водой краску, мы получаем жидкую консистенцию, а затем вода испаряется и краска высыхает. Вода просто необходима для акварельной живописи, поскольку в буквальном смысле превращает сухой пигмент в краску.
Так сколько же воды следует использовать для акварели? Как правило, вам нужно больше воды, чем вы думаете! Для акварели необходимо применять достаточно много воды, чтобы создать жидкую смесь краски, которую можно легко нанести на бумагу. И она должна оставаться влажной в течение нескольких минут, чтобы у вас было время смешать или добавить эффекты «мокрый по мокрому». Большая часть краски на вашей кисти должна состоять из воды, а непосредственно краски в пропорции с водой должно быть меньше.
Если вы не используете достаточно воды, кисть будет слишком сухой. Есть два способа определить это: щетина на вашей кисти не будет гладкой, а будет выглядеть суховатой. И когда вы попытаетесь сделать мазок на бумаге, вы не получите легкого нанесения. Ваша кисть высохнет, и в середине мазка вы получите неровный эффект, где останется след на поверхности бумаги. Цвет будет выглядеть неравномерным, он высохнет пятнами, прежде чем вы успеете закончить рисовать.
С другой стороны, если на кисти слишком много воды и она стекает с нее, то очевидно воды было добавлено слишком много. В итоге, пока вы рисуете, могут образоваться лужи, что придаст работе пятнистый эффект при высыхании. Это происходит потому, что подобные «лужи» сохнут гораздо дольше, чем нанесенная ранее краска, что и придает пятнистость рисунку. В этом случае наклоните бумагу к свету – пятна и лужи будут образовываться по мере движения воды, и вы можете собрать ее излишки сухой кистью или кусочком ткани. Важно отметить, что лужи, пятна и даже техника сухой кисти не являются неподходящими для живописи или ошибками. Многие художники специально используют такие методы для создания необычных эффектов в работе.
Правильное количество воды для акварели
Как уже упоминалось выше, кисть должна быть полностью влажной, но вода не должна стекать с нее. Такая увлажненная кисть поможет создавать плавные мазки без быстрого высыхания и без образования мокрых пятен, краска будет ложиться однородно, кисть будет скользить по бумаге без каких-либо проблем по мере высыхания. Также у вас должна быть возможность закончить мазок, не увлажняя кисть дополнительно. Если все вышеперечисленные условия выполнены, вы научились контролировать соотношение воды с акварельными красками. Спустя какое-то время контроль воды в акварели станет автоматическим процессом - вы будете точно знать, когда на вашей кисти слишком много воды, и сможете исправить это.
Что такое насыщенность в акварели?
Насыщенность относится к яркости цвета. Очень темный насыщенный цвет — это глубокий, богатый цвет. А светлый — это бледный, полупрозрачный. В других красках вы добавляете белила, чтобы сделать цвета светлее. Но в акварели вы используете больше воды - чем больше разбавлена краска, тем светлее будет цвет.
Если у вас получилась густая смесь с небольшим количеством воды и большим количеством пигмента, вы получите темные, насыщенные оттенки. И наоборот, если у вас немного пигмента при большом количестве воды, цвет будет разбавленный, бледный.
Существуют и другие факторы, которые могут повлиять на количество воды, необходимое для акварельной живописи.
Бумага
Бумага может оказать огромное влияние на контроль воды. Грубой текстурированной бумаге требуется гораздо больше воды для создания плавных мазков, чем бумаге холодного прессования. А на хлопковой бумаге зачастую легче контролировать воду, чем на более дешевой целлюлозной. Это связано с тем, что целлюлозная бумага высыхает гораздо быстрее, что означает большую вероятность появления пятен и неровных краев нарисованных объектов. Хлопковая бумага остается влажной дольше, что обеспечивает более равномерное высыхание. Она часто имеет более гладкий эффект по мере высыхания.
Кисти
Большие кисти и кисти из натуральной шерсти животных впитывают больше воды, а значит, вам, вероятно, нужно будет использовать больше воды для акварельных красок. Маленькие акварельные кисти удерживают меньше воды, потому что у них попросту меньше щетинок. Это значит, что они могут создавать только мелкие и короткие мазки, что отлично подходит для создания деталей, но не для покрытия больших поверхностей на бумаге. Мягкие акварельные кисти часто имеют заостренные или закругленные концы. Попробуйте использовать крупные акварельные кисти для проработки мелких деталей (острием кисти) и для окрашивания всей шириной щетины больших областей вашей работы.
Типы красок
Сухим краскам в кюветах нужно больше воды для активации их свойств, в то время как тюбики и жидкие акварельные краски уже являются влажными и требуют меньшего разбавления водой.
Чистота воды
Вода – основа для акварельной живописи, и если вы используете грязную воду, цвета будут выглядеть соответственно тусклыми и искаженными. Старайтесь чаще менять воду и ополаскивать кисти. Большинство художников-акварелистов рисуют, используя даже две емкости с водой: одну, чтобы смывать и смешивать теплые цвета, такие как желтые и красные, а другую — для смешивания синих и зеленых оттенков. Это гарантирует от образования грязно-коричневых пятен, сохраняя яркие цвета. Другой метод — это когда вы используете одну чашку для мытья грязных кистей, а в другую чашку набираете чистую воду для смешивания новых цветов, что также гарантирует чистоту создаваемых цветовых эффектов.