loader

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В ЖИВОПИСИ

С тех пор, как человечество начало использовать красящие пигменты, люди стали обращать внимание и изучать влияние тех или иных цветов на наше психологическое состояние. Теория цвета — термин, используемый для описания свода особых правил и указаний, касающихся использования цвета в искусстве и дизайне. Эта теория была впервые упомянута итальянским гуманистом, писателем и художником Леоном Баттиста Альберти ещё в 1435 году. В конце 15 века художник Леонардо да Винчи предложил альтернативную иерархию цветов, но только в 18 веке появилось понимание теории цвета благодаря концептуализации цветового круга математиком Исааком Ньютоном, которая была подробно описана в его книге «Оптика» в 1704 году.

У каждого художника, рекламщика и дизайнера свой подход к выбору цветовых оттенков в работе. Многие крупные компании включили зелёный цвет в свой брендинг, чтобы вызвать у потребителя ощущение свежести, спокойствия и здоровья. Дизайнеры интерьеров часто используют оттенки фиолетового, чтобы создать ощущение роскоши и богатства, поскольку этот оттенок давно ассоциируется с королевской властью. Художники также используют заранее продуманные цветовые палитры в рисунках и картинах, чтобы вызвать определённую реакцию у публики. 

Что же такое психология цвета? Это изучение оттенков цвета как детерминанты поведения человека – оно показывает, как тот или иной цвет влияет на нас во всех аспектах жизни. От когнитивных способностей до потребительских моделей, каждый из нас проявляет в разной степени эмоциональную реакцию на оттенок, насыщенность и яркость цветов. Реакция каждого из нас на цвета уникальна и зависит от личного и культурного опыта. Например, в Соединённых Штатах жёлтый часто ассоциируется с солнцем и поэтому считается весёлым и ярким цветом. Во Франции, однако, жёлтый цвет предполагает эмоции ревности и предательства, и в 10 веке таким оттенком даже рисовали специальные отметки на домах преступников.

Психологические эффекты холодных цветов

Синий

Синий цвет имеет множество значений, которые зависят от географического положения разных культур. В западных культурах синий обычно считается успокаивающим, безмятежным цветом, потому что он ассоциируется с природными элементами, такими как вода и небо. Его также связывают с более низким артериальным давлением и замедлением дыхания, поэтому многие дизайнеры интерьеров выбирают его для комнат, где клиенты проводят большую часть времени. Синий также вызывает чувство безопасности, доверия и власти, поэтому он часто является доминирующим цветом в полицейских учреждениях, а банки и кредитные карты часто используют синие оттенки в своих логотипах.

В других мировых культурах синий цвет приобретает совершенно другое значение. В Азии и на Ближнем Востоке синий олицетворяет бессмертие в связи с Кришной - индуистским божеством, символизирующим любовь и божественность. В таких странах, как Турция, Греция и Албания, синий амулет в форме глаза, известный как «дурной глаз», носят, чтобы защитить своего владельца от вреда. В Украине синий считается лечебным цветом.

Пабло Пикассо - «Трагедия» (1903 г.)

Синий также может вызывать грусть или отчуждённость. В ранних работах Пабло Пикассо прослеживается его «голубой период», который длился с 1901 по 1904 годы. В это время мастер рисовал монохромные произведения искусства в оттенках синего и сине-зелёного, как бы отражая собственное состояние меланхолии. Использование тёмно-синего цвета передавало в его работах боль и запустение, и многие из сюжетов Пикассо того времени отражали образы изгоев.

Зелёный

Зелёный также ассоциируется с природой, считается освежающим и спокойным и часто может символизировать удачу, здоровье и процветание. Так, актёры часто остаются перед выступлением на сцене в «зелёных комнатах», чтобы успокоить нервы, поскольку считается, что этот цвет снимает стресс и оказывает успокаивающее действие.

Клод Моне - «Пруд с водяными лилиями» (1899 г.)

Естественные, спокойные аспекты этого цвета можно увидеть во многих работах гения импрессионистов Клода Моне. Этот оттенок особенно заметен в его картине 1899 года «Пруд с водяными лилиями», на которой изображён арочный деревянный мост через пруд. Композиция состоит в основном из пышной зелени. Моне был поглощён выбором цвета и даже однажды сказал: «Цвет — это моя ежедневная одержимость, радость и мучение».

Фиолетовый

Считается, что фиолетовый пробуждает творчество и воображение. Он часто ассоциируется с королевским величием, поскольку исторически так сложилось, что только богатые люди могли позволить себе дорогие изделия, изготовленные из сложного в производстве пигмента. Более светлые оттенки этого цвета, как правило, вызывают спокойные эмоции и умиротворённость. Фиолетовый цвет также имеет символическое значение. «Фиолетовая проза» описывается как крайне образная и склонная к преувеличениям.

Джорджия О’Киф – «Петунья» (1925 г.)

Американская художница Джорджия О’Киф использовала фиолетовый цвет во многих своих работах: «Фиолетовые листья» (1922 г.) и «Петунья» (1925 г.) демонстрируют яркость естественного оттенка. Об использовании цвета в петуниях О'Киф однажды сказала: «Я решила, что если я смогу нарисовать этот цветок в огромном масштабе, вы не сможете игнорировать всю красоту фиолетового».

Психологические эффекты тёплых цветов

Красный

Красный цвет может вызывать разные эмоции, в зависимости от его использования. У этого цвета яркие, интенсивные характеристики, которые вызывают сильную реакцию у большинства людей, именно поэтому многие бренды и рекламодатели пытаются извлечь выгоду из его заметности для стимуляции эмоций. Например, YouTube, как и многие другие крупные компании, использует красный цвет в своём логотипе, чтобы подчеркнуть название своего бренда и привлечь зрителей. Красный также традиционно ассоциируется с проявлением таких сильных эмоций и чувств, как страсть, любовь, гнев и агрессия. 

Эдвард Мунк – «Крик» (1893 г.)

Знаменитая картина художника-экспрессиониста Эдварда Мунка 1893 года «Крик» выполнена с использованием красных оттенков. Мунк исследовал различные психологические темы, и эта картина была призвана вызвать чувство подавляющей неуверенности. «Крик» передаёт видение, которое Мунк испытал во время прогулки со своими друзьями, когда, со слов художника, «воздух превратился в кровь», и он почувствовал сильную тревогу, которую и передал в своей картине через оттенки красного и оранжевого.

Оранжевый

Подобно красному цвету, оранжевый также считается оттенком, привлекающим внимание. Олицетворяя силу и энергию, оранжевый используется многими спортивными командами в своей форме. Хотя обычно оранжевый считается жизнерадостным цветом, он также может иметь противоположный эффект при его чрезмерном использовании.

Марк Ротко – «Оранжевый, красный, жёлтый» (1961 г.)

Американский представитель абстрактного экспрессионизма Марк Ротко часто использовал оранжевый цвет в своих работах. Ротко, известный своими большими прямоугольными полотнами, наполненными насыщенными цветами, стремился вызвать у публики человеческие эмоции в ответ на его тщательно подобранную палитру оттенков. В «Парусниках на закате» французского художника Фердинанда дю Пюигодо использование оранжевого цвета также создаёт яркий, энергичный тон.

Жёлтый

Жёлтый, пожалуй, самый яркий и интенсивный из всех пигментов, и в результате этот цвет как правило и вызывает сильные эмоции. Хотя он ассоциируется с весельем и теплотой, жёлтый также может восприниматься как резкий или вызывать разочарование или гнев при использовании в неправильном контексте. Жёлтый также связан со стимулированием аппетита, что объясняет, почему заведения быстрого питания, такие как McDonald’s, включают его в свои брендинговую и маркетинговую стратегии для привлечения клиентов.

Поль Гоген – «Жёлтый Христос» (1889 г.)

Интенсивность жёлтого цвета, который использовался в картине Поля Гогена «Жёлтый Христос», дополняется смелыми очертаниями. Усиленное, чрезмерное использование жёлтого цвета помогает передать изолированную жизнь и набожность крестьян, изображённых на картине.

Психологические эффекты нейтральных цветов

Чёрный

Чёрный поглощает весь свет в цветовом спектре и кажется тяжёлым с визуальной точки зрения. Вот почему он экономно используется в искусстве и дизайне, хотя художники, стремящиеся произвести впечатление или вызвать более мрачные чувства, обычно полагаются на большое количество пигмента. Чёрный цвет принимает разные значения в разных контекстных средах. Например, в китайской философии фэншуй чёрный цвет относится к стихии воды и защищает энергию силы. Хотя чёрный часто символизирует смерть, мистицизм и зло, в культурах Египта и Ближнего Востока этот цвет наоборот ассоциируется с возрождением.

Франсиско Гойя – «Сатурн, пожирающий своего сына» (1819-1823 гг.)

Испанский художник Франсиско Гойя создал серию картин между 1819 и 1823 годами, которые называются «Чёрными картинами». Тёмные цветовые палитры и навязчивые образы, используемые в этих работах, вероятно, были данью страху и тревоге, которые преследовали Гойю после наполеоновских войн и двух перенесённых и почти смертельных болезней. Неудивительно, что и сейчас картины художника вызывают чувство паники и смятения (и не только из-за их сюжетов, а в значительной степени и из-за их цветов). 

Белый

На противоположном конце цветового спектра белый часто ассоциируется с безопасностью и открытостью. Он рассматривается как мирный цвет, излучающий ясность. Точно так же белый цвет вызывает ассоциацию с чистотой (материальной и духовной), поэтому его часто используют в больницах для создания ощущения стерильности. В то время как в западных культурах этот цвет олицетворяет чистоту и элегантность, в различных восточных обществах белый тесно связан со смертью и в противоположность используется в траурных ритуалах.

Ари Схеффер – «Искушение Христа» (1854 г.)

Художник-романтик Ари Схеффер часто писал множество работ на христианские темы. Его картина 1854 года «Искушение Христа» демонстрирует использование белого цвета как символа ясности и мира, передавая эмоции посредством сентиментальных и чистых оттенков.

 

Психология цвета используется в различных отраслях, потому что каждый оттенок может по-разному влиять на наше психическое состояние и настроение. Точно так же и цвета могут иметь разные ассоциации и значения в разных культурах. Анри Матисс с его выразительным использованием цвета является одним из многих влиятельных художников, которым приписывают революцию по отношении к цвету в искусстве. Он смело заявил: «Зелёный цвет вовсе не означает траву, а синий - это не всегда только небо». Матисс смог вызвать эмоциональный отклик в соответствии с используемыми в своих картинах цветами. Впоследствии многие творческие люди последовали его примеру, тщательно выбирая цвета в работе, полагаясь только на свои личные ощущения и основываясь на персональном эмоциональном восприятии.


Генеральные партнеры: